13:03 - 26 Фев, 2007 г.Версия для печати

«Если этого не сделать, то экономическое отделение Сибири и Дальнего Востока от европейской части Российской Федерации практически неизбежно»

В Казахстане постепенно разворачивается реализация Транспортной стратегии Казахстана, которая была разработана в соответствии с посланием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 1 марта 2006 года, пишет Дмитрий Верхотуров на ресурсе «Средняя Азия»». В Сенате состоялось рассмотрение программы финансирования этой стратегии.

По словам вице-министра транспорта и коммуникаций Казахстана Жениса Касымбека, на реализацию Транспортной стратегии будет израсходовано до 2015 года 3,4 триллиона тенге (27,3 миллиарда долларов), в том числе, около 0,5 триллиона тенге (4 миллиарда долларов) будет привлечено на концессионной основе.

Для комплексного развития транспортной сети Казахстана будет построено 1600 километров новых и электрифицировано 2700 километров существующих железных дорог, осуществлены строительство, ремонт и восстановление порядка 50 тысяч километров автодорог, модернизация городского пассажирского транспорта, расширение и модернизация портовой инфраструктуры, дальнейшее развитие гражданской авиации.

Для казахов составляет проблему организация транзита. Казахстан находится в центре Евразии, и по идее, должен быть как раз центром транзитных перевозок по континенту. Однако по данным Минтранса Казахстана, транзитный потенциал железных дорог используется на 30%, автомобильных - на 12%, воздушного транспорта - на 25%, а водного и морского - на 6%.

Поэтому огромное внимание уделено развитию транзитных перевозок. Это, конечно, в первую очередь доходы. В 2015 году через Казахстан должно перевозиться 32,2 миллиона тонн транзитных грузов (против 9,3 миллиона тонн в 2005 году), и доход от этого должен составить 136,3 миллиарда тенге.

Но кроме чистых доходов от перевозок, развитие транзита отражает также долгосрочную стратегию экономического развития Казахстана. Направления транзита показывают, какие внешние экономические связи для Казахстана являются наиболее предпочтительными: в стратегии четко указывается, что развитие транзита ориентировано на китайские и американские инфраструктурные проекты. В качестве наиболее важных для Казахстана проектов указываются:

· реализуемая Единая транспортная стратегия в Китае («Большой скачок»)
· и Программа ускоренного развития западных провинций КНР «Go West» («Идти на Запад»),
· а также перспективы развития транспортного коридора «N.E.W.-corridor» в направлении США - КНР, берущего начало из порта Бостон, через норвежский порт Нарвик, страны Европы и Россию.

При этом указывается, что транзитные перевозки по Транссибирской магистрали являются конкурентными для этих проектов.

Направление приоритетных связей ярче всего видно на примере развития железных дорог. В рамках программы предполагается построить 1600 километров железных дорог (11,4% к существующей сети). Из них почти все ориентированы либо на Китай, либо на Каспий. Участок Хоргос-Сарыозек сокращает протяженность перевозок Цзинхэ-Актау на 698 километров. Для развития сообщения с Китаем планируется реконструкция пограничной станции Достык.

Итак, приоритетное направление развития перевозок понятно. Это восточное направление - в Китай, и западное направление - в каспийские порты.

Вопрос развития транспортного сообщения с Россией не ставится даже теоретически. Нигде в Транспортной стратегии нет указания, что Россия является важным партнером в развитии транспорта, и нет никаких указаний на то, что российский транспортный потенциал будет как-то использован.

Есть обратные указания, не слишком громкие, но явные. Транссибирская магистраль - это конкурент для казахстанских транзитных коридоров. В Транспортной стратегии предусмотрен максимально возможный отказ от Транссиба, вплоть до строительства участка Шар-Усть-Каменогорск, который сократит перевозки на 300 километров и исключит проезд по территории России.

Из этого следует, что Казахстан постепенно оказывает влияние на сибирские регионы.

Чисто географически хорошо развитый в транспортном отношении коридор, через который идет основное сообщение Сибири и Европейской России, сократился после распада СССР менее чем до 200 километров в самой узкой части, в районе Ишима. С юга его ограничивает казахстанская граница, а с севера - необжитые таежные территории. И только одна железнодорожная ветка, проложенная через этот коридор, полностью проходит по территории России.

Этого абсолютно недостаточно для надежного сообщения с сибирскими регионами. При дальнейшем развитии Казахстана в сторону обособления от России неизбежно встанет задача развития этого коридора.

Если этого не сделать, заключает публицист, то экономическое отделение Сибири и Дальнего Востока от европейской части Российской Федерации практически неизбежно.

Система Orphus