15:03 - 03 Мар, 2008 г.Версия для печати

Сейчас сразу несколько российских авиакомпаний собираются создать собственный учебный летный отряд

Как пишут «Новые Известия», эти авиаперевозчики пытаются решить проблему острой нехватки кадров. По предварительным подсчетам, уже через несколько лет самолеты в нашей стране будет некому пилотировать. Ежегодно из авиакомпаний уходят по 500 летчиков, а учебные заведения выпускают чуть более 200 специалистов, то есть о смене говорить не приходится. В итоге компании-перевозчики сами начинают думать, как выжить: то ли учить управлять самолетами штурманов и бортинженеров, то ли разрешать пожилым пилотам переучиваться для работы на иностранной технике. Кстати, средний возраст летчика гражданской авиации в России сегодня предпенсионный - 50 лет.

Нехватку пилотов гражданской авиации Минтранс России официально признал еще два года назад. «Если и дальше сохранится тенденция сокращения числа пилотов, то к 2008-2010 годам Россия может ощутить острую нехватку пилотов гражданской авиации», - отметил тогда замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Кризис кадров начал нарастать в 90-е годы. «В то время летные учебные заведения сильно сократили число выпускников-пилотов, - рассказал президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. - Когда развалился СССР, был избыток пилотов - объем перевозок резко сократился, и многие летчики остались без работы. В авиакомпании также активно шли работать военные летчики, пилоты из стран СНГ». Однако притока молодых кадров не было, а все работающие пилоты постарели на 15 лет. «Сейчас средний возраст пилотов предпенсионный - 45-50 лет».

«Российская авиационная школа пользуется заслуженным авторитетом во всем мире, но сейчас государственная система обучения летных кадров не справляется со своими функциями в полной мере», - сообщила Ирина Данненберг. В 2006 году, по словам замминистра транспорта РФ Бориса Короля, летными учебными заведениями было выпущено около 200 пилотов. «Выпускников со специальностью летная эксплуатация воздушных судов готовят в России в трех обычных училищах - Сасовском, Бугурусланском и Краснокутском, а также в Санкт-Петербургском университете и Ульяновском высшем училище», - поделился с президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук. Пилоты вспоминают, что раньше специалистов выпускали шесть заведений, и каждое - по 500 человек в год. «Сейчас мы просим, пока не поздно, принять 700 человек, а в 2009-м - 750», - сообщил на совете гендиректор «Аэрофлота».

Но просто увеличить набор нельзя. Проблема в том, какой багаж знаний и опыта получат выпускники.

Оставляет желать лучшего и техника. «Сейчас курсантов учат на Як-18, Як-40, но это все одномоторные машины, - говорит эксперт по авиационной безопасности. - По стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) выпускной полет курсант должен совершить на двухдвигательном самолете. Но в средних летных учебных заведениях такой машины нет.

В Минтрансе России заявляют, что разработан комплекс мер по кадровому обеспечению гражданской авиации. И кое-что уже выполняется. В прошлом году в Ульяновском училище был увеличен учебный налет с 60 часов до 150, появились новые тренажеры. В планах ремонт взлетно-посадочной полосы и инженерных коммуникаций учебного аэродрома и повышение зарплат преподавателям и инструкторам. Однако эта модернизация связана в первую очередь с планами Минтранса открыть на базе Ульяновского училища центр по переподготовке летчиков для полетов на современных самолетах. Выпуская молодых специалистов, ставку будут делать на Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. К нему присоединятся в качестве филиалов Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации и Бугурусланское летное училище. А на днях стало известно, что летный филиал университета будет создан в Казани.

За российским рынком авиаперевозок тем временем внимательно наблюдают иностранные авиакомпании. «К нам активно просится немецкая Lufthansa, - рассказал командир Boeing-767. - Хочет основать свои базы в удаленных регионах, понимая, что потенциал перевозок в России очень велик». Сейчас в Германии будущих летчиков даже обучают русскому языку. Но пока немцам путь в Россию заказан.

Система Orphus