Компания «Норильский никель» обратилась в правительство с просьбой сократить её обязательства по инвестициям в строительство железнодорожной ветки Нарын – Лугокан на юго-востоке Забайкальского края

Об этом сообщил министр транспорта Игорь Левитин на брифинге в Екатеринбурге в понедельник, пишут Клим Палеха и Сергей Плетнёв в «Гудке». «У нас существует соглашение с «Норильским никелем» по строительству железнодорожной линии на 375-километровом участке Нарын – Лугокан. Там есть обязательства и федеральные, и инвестора, – рассказал журналистам министр. – Инвестор должен начать выполнять их в следующем году. Мы свои выполняем. «Норильский никель» обратился к нам с просьбой по сокращению инвестиций с его стороны».

Минтранс рассматривает вопрос по корректировке проекта. «Но его уже нельзя останавливать, – считает Игорь Левитин, – потому что отсыпано полотно, и мы считаем, что первые 100 км участка практически есть. Его нужно заканчивать. Однако в связи с тем, что инвестор не может выполнить обязательства в полном объёме, мы будем пересматривать свои обязательства, но так, чтобы не «замораживать» строительство» (очевидно, будет достроен только 130-километровый участок до Александровского завода, что в перспективе создаст предпосылки для освоения Бугдаинского и Нойон-Тологойского месторождений – ред.).

Как ранее сообщал «Гудок», основную нагрузку по строительству 375-километровой линии, необходимой для освоения полиметаллических месторождений на юго-востоке Читинской области, несёт государство. Оно финансирует 75% расходов, а «Норильский никель» должен был вкладывать средства в разработку месторождений железной и медной руды по маршруту будущей трассы. Согласно паспорту проекта суммарный объём перевозок по новой линии в 2020 году должен составить 13,5 млн. тонн.

Ранее министр транспорта заявлял, что без освоения «Норникелем» месторождений и строительства ГОКов вдоль трассы новая железная дорога, даже если её построят, будет невостребована. Пока ведомство не оставляет надежды проложить её.

«В Министерстве транспорта было проведено совещание с участием всех заинтересованных сторон, на котором принято решение проработать вопрос передачи строительства дороги в федеральную целевую программу «Развитие транспортной инфраструктуры на 2010–2015 годы», – рассказала «Гудку» советник Игоря Левитина Юлия Зворыкина. – Теперь необходимо создать механизм передачи, провести инвентаризацию. Кроме того, всё нужно согласовать с Министерством регионального развития, которое является профильным ведомством по данному проекту».

В «Норильском никеле» от официальных комментариев по поводу передачи проекта в ФЦП отказываются, однако источник в компании полагает, что, скорее всего, речь будет идти об обязательствах «Норникеля» осваивать месторождения в регионе. Строительство новых ГОКов вдоль трассы будет перенесено на неопределённый срок. Однако, как считают в администрации Забайкальского края, «в проекте всё зависит именно от строительства ГОКов».

Сейчас работы идут только за счёт государственного финансирования. От станции Борзя до станции Александровский Завод – около 140 км – ведётся укладка рельсошпальных решёток. По плану в этом году нужно проложить однопутный участок Борзя – Александровский Завод и пустить по нему рабочее движение для перевозки стройматериалов, необходимых самой ветке. Работники Забайкальской, с которыми удалось связаться «Гудку», говорят, что «дорога строится в никуда, поскольку вокруг неё работы не ведутся. Но заставить «Норильский никель» разрабатывать месторождения вблизи уже построенной железной дороги едва ли получится, потому что для этого в первую очередь и нужно строить ГОК.

«Государство заявило, что оно будет финансировать те проекты ГЧП, которые несут большую общественную нагрузку, – напоминает руководитель департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. – Однако ветка Нарын – Лугокан к таковым не относится, поэтому я скептически отношусь к тому, что правительство займётся её достройкой», отмечается в публикации газеты «Гудок».

Система Orphus