10:03 - 25 Дек, 2009 г.Версия для печати

Сегодня, 25 декабря, католический мир отмечает Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников

В более чем в 100 странах мира Рождество Христово признано государственным праздником. 25 декабря Рождество празднуют не только католики, но и православные большинства многих стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.

Некоторые православные, живущие за пределами России, празднуют Рождество и 25 декабря и 7 января, поддерживая своих друзей и не забывая о своих традициях.

Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку нашей эры.

По традиции Рождество так же включает в себя пять дней предпразднества, которые длятся с 20 по 24 декабря, и шесть дней попразднества. 24 декабря, в канун праздника, соблюдается особо строгий пост, получивший название Сочельник. Пост заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды.

Название произошло от употребляемого в пост в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.

Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.

Для людей народные обычаи тесно сплелись с церковными и в Рождество. Например, в католических странах хорошо известен обычай колядования, когда дети и молодёжь ходят по домам с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ им в качестве подарка преподносят колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем.

Но церковь не поощряла этот обычай из-за его языческого происхождения, что заставило людей умереннее проводить подобные мероприятия, посещая с колядками только родственников, соседей и близких друзей.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест, что является стремлением объденить языческий обряд с христианской религией. Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: её стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Система Orphus