17:46 - 13 Июл, 2011 г.Версия для печати

13 июля 1899 года была отрыта правительственная городская телефонная сеть в Чите. За первые семь лет её работы было задействовано всего 350 номеров

В конце XIX века активно шло строительство Транссибирской железной магистрали. А без телефонной связи обеспечить надёжную работу железная дорога не могла. Перед электриками и связистами стояла не простая задача - обеспечить телефонную связь к приходу первого поезда.

В сжатые сроки необходимо было установить без малого тысячу столбов из лиственницы, для устройства абонентских линий, общей протяжённостью более 183 вёрст, и смонтировать телефонную станцию.

В тот год на летний период пришлось множество дождей, которые препятствовали строительству. Но несмотря ни на это все работы были выполнены.

Первая станция располагалась в здании современного почтамта, на втором этаже в левом крыле. Тогда это была единая организация - читинская почтово-телеграфная контора.

Был установлен ручной коммутатор МБ ёмкостью 571 номер. В то время для телефонной связи требовалось присутствие телефониста, который обеспечивал вручную связь между абонентами. Коммутаторы были оборудованы индивидуальными абонентскими гнёздами и вызывными бленкерами, а так же многократным полем для всех абонентов.

Первым начальником телефонной станции был назначен молодой специалист Николай Хмелёв, окончивший в 1895 году Электротехнический институт в Санкт-Петербурге, откуда и был сразу направлен для работы в Забайкалье.

В это время установку телефона у дома могли себе позволить только зажиточные читинцы. Абонентская плата в месяц тогда равнялась 75 рублям, так что иметь дома телефонную связь было предметом роскоши. За первые семь лет было задействовано всего 350 номеров.

Первоначально штат телефонной станции насчитывал лишь от трёх до пяти телефонисток, которые получали за свою работу до 16 копеек в час. Интересно, что замужние женщины не принимались на эту работу.

Из-за того, что работники читинской телефонной станции активно поддержали революцию 1905 года, Хмелёв был отправлен на каторгу. После этого в течении двух лет станция работала под руководством Александра Окса, а после Забайкальский почтово-телеграфный округ был упразднён и передан в ведение начальника Иркутского почтово-телеграфного округа.

В 1909 году ёмкость сети увеличивается до 480 номеров, что потребовало увеличения штата до 25 работников. Из них десять работали телефонистками.

До 1917 года число станций значительно выросло. Но Первая мировая война, февральская, а затем и октябрьская революции сильно затормозили развитие, и в 1919 году число номеров было всего 650. В это время не могло быть и речи об обновлении или модернизации оборудования.

Организация Дальневосточной республики с центром в Чите привлекла к городу внимание. Тут решались многие политические и общественные вопросы, что не могло не затронуть работу телефонной станции. Уже в 1923 году штат телефонной станции увеличился до 65 человек.

Именно им предстояло начать переход от воздушной линии к закладке первых кабельных линий связи. К 1924 году в городе подключили уже 700 номеров. 1936 год - 1 400 номеров. 1939 - 2 400 номеров.

В годы Великой Отечественной войны работа телефонной станции велась в тяжёлых условиях. Но к концу войны работники были готовы к большому рывку. После окончания войны в городе появились три первые телефона-автомата, а на 100 жителей города приходило по два телефона.

Последующие годы был только рост. И сегодня город, и область опоясаны множеством линий, и практически не осталось домов, где бы не было телефона. В год столетия Читинской телефонной станции было подключено уже 53 272 номера.

Отметим, что первые телефонные станция в России появились за 17 лет до читинской - 13 июля 1882 года. Установлены они были в Петербурге, Москве, Одессе и Риге.

Система Orphus