RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD62,33801 EUR68,777510 CNY89,8669100 JPY57,1253
Ясно -16°C
1:29 среда
29 января 2020
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЗАБАЙКАЛЬЕ: ОСТРЫЙ ДИСБАЛАНС ГОСПОДДЕРЖКИ

Версия для печати

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел по вопросам реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» выездное совещание в Хабаровском крае с участием представителей федеральных органов и субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» является важнейшим программным документом, направленным на социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. На совещании в Хабаровске акцент делался на формировании в составе госпрограмм специальных разделов, предусматривающих опережающее развитие Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации Послания Президента России Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. По итогам мероприятия на вопросы корреспондента «ЗабИнфо» ответил член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Степан Жиряков.

О Забайкалье много говорят, да мало делают?

Корр.: Степан Михайлович, на Ваш взгляд, государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» содержит необходимые меры и ресурсы по достижению сбалансированного социально-экономического развития Забайкалья?

С.Ж.: Давайте начнем с того, что существовавшая до августа этого года предыдущая редакция Госпрограммы основной своей целью ставила ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона путем создания транспортной и иной инфраструктуры. При этом основным инструментом реализации Госпрограммы на территории нашего Байкальского региона была и остается федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года».

Необходимо отметить, что в предыдущей версии ФЦП доля господдержки Забайкальского края без учета средств на железнодорожную инфраструктуру БАМа и Транссиба составляла мизерную величину 1,1 % (Иркутской области – 4,0%, Республики Бурятия – 4,5 %). В то же самое время доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляла 90,4 %.

Корр.: А если принять во внимание численность населения?

С.Ж.: На душу населения субъектов Дальневосточных регионов приходилось более чем в 6 раз больше средств федерального бюджета, чем на душу населения Байкальского региона. В свою очередь, доля, формируемая субъектами Байкальского региона в совокупном объеме валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона, составляет почти треть - 30 процентов.

Такая, мягко говоря, диспропорция, просматривается и в вопросе доли софинансирования. Доля софинансирования за счет средств региональных бюджетов в среднем по программе составляла 5,8%. Величина данного показателя для Забайкальского края – 21 %, для Республики Бурятия – 12%, для Иркутской области – 37 %. Это кратно выше, чем для субъектов Дальневосточного региона.

Корр.: И что в промежуточном итоге?

С.Ж.: За время реализации Госпрограммы с 2014 года по настоящее время в Забайкальском крае было построено целых 35,82 км автомобильных дорог.

Корр.: Не густо…

Новая редакция Госпрограммы – диспропорции сохраняются

С.Ж.: Недавно в августе 2016 года была утверждена новая редакция Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Госпрограмма претерпела кардинальные изменения целей, приоритетов, источников и механизмов реализации поставленных задач. Присутствие в программе мероприятий по развитию Байкальского региона теперь вообще носит «транзитный» характер и не является приоритетным.

Корр.: Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.

С.Ж.: Структура, включающая 5 подпрограмм и 3 федеральных целевых программы, а также ресурсное обеспечение Госпрограммы подтверждают лишь незначительное присутствие Байкальского региона. Хотя при описании особенностей, учитываемых при составлении проекта программы, были выделены именно два макрорегиона – Восток и Байкальский регион.

25 мая 2016 года по итогам заседания Правительственной комиссии по Дальнему Востоку и Байкальскому региону отраслевым федеральным министерствам, ответственным за реализацию госпрограмм, было дано поручение о включении, начиная с будущего 2017 года, мероприятий по Байкальскому региону в состав специальных разделов госпрограмм и федеральных целевых программ.

Вместе с тем, в рамках новой подпрограммы «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» финансирование не было предусмотрено. Не было также включено содействие инвестиционным проектам, не требующим привлечения средств федерального бюджета, а также реализация инвестпроектов с участием акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Для сравнения, ассигнования федерального бюджета на реализацию аналогичной подпрограммы Дальневосточного федерального округа составляют 178,24 млрд. рублей.

Корр.: А как в новом документе отражены интересы территории опережающего социально-экономического развития в Краснокаменске?

С.Ж.: В Госпрограмме отсутствуют задачи формирования и развития в Байкальском регионе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций. И это несмотря на то, что уже есть решение о создании территории опережающего социально-экономического развития «Краснокаменск» в Забайкальском крае. В то же время в Дальневосточном округе планируется создать 21 ТОСЭР при 12-ти уже имеющихся (из них 20 будет полностью обеспечено инженерной инфраструктурой). Таким образом, Забайкальский край не обеспечен механизмами и инструментами по развитию ТОСЭР «Краснокаменск», кроме существования Фонда развития моногородов

Корр.: Каковы намерения Правительства Российской Федерации по обеспечению потребности в трудовых ресурсах и закреплению населения в Байкальском регионе?

С.Ж.: В Забайкальском крае, Республике Бурятии и Иркутской области планируется создать 2,63 тысячи рабочих мест. Для сравнения, в одном только Владивостоке рабочих мест должно стать 74,8 тысячи.

Тогда как социальная обстановка в Байкальском регионе и, в частности, Забайкальском крае характеризуется значительной миграционной убылью населения. Миграционная убыль Байкальского региона, состоящего из 3 регионов, в 2015 году составила 15,3 тыс. человек. В Дальневосточном федеральном округе, состоящем из 9 регионов – 23,6 тыс. человек. В 2015 году из Забайкальского края уехало 18,0 тыс. человек, миграционная убыль (7,2 тыс. человек) была замещена естественным приростом лишь на 38 %. Ни в одном из регионов ДФО не наблюдается такой значительной убыли населения. Уезжают, в основном, квалифицированные специалисты и молодежь, что, несомненно, сказывается на качестве трудовых ресурсов.

В 2016 году миграционный отток сохраняется на уровне прошлого года. Забайкальский край является удаленным приграничным регионом в связи с чем, данное обстоятельство ставит под угрозу национальную безопасность Российской Федерации.

Пасынок в семье регионов России

Корр.: Но что-то же мы получаем?..

С.Ж.: Я уже говорил, что единственным структурным элементом Госпрограммы, по которому Забайкальский край получает финансирование, является федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». В ней, как и прежде, содержится только одно мероприятие по Забайкальскому краю, завершаемое в конце 2016 года. Это – строительство подъездов от федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск.

Таким образом, ФЦП, которая должна обеспечивать ускоренное развитие регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, в реальности не содержит в себе заявленные в целях строительство и развитие объектов транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Забайкальского края.

Корр.: При разработке и формировании ФЦП в части оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета по отношению к трем субъектам Российской Федерации Байкальского региона по-прежнему наблюдается значительная диспропорция финансирования?

С.Ж.: Доля государственной поддержки для Забайкальского края без учета средств, предусмотренных на развитие железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составляет 2,15 %, (Иркутской области – 6,90 %, Республики Бурятия – 5,61 %). Для сравнения доля государственной поддержки субъектов Дальневосточного региона в ФЦП составляет 85,33 %.

На душу населения субъектов Дальневосточных регионов приходится более чем в 4 раз больше средств федерального бюджета, чем на душу населения субъектов Байкальского региона. В свою очередь, доля, формируемая субъектами Байкальского региона, в совокупном объеме валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона составляет 29,06 процентов.

О своей позиции по вопросу формирования ФЦП и включении объектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры воздушного транспорта и других, забайкальские сенаторы, Правительство Забайкальского края неоднократно обращались в Правительство Российской Федерации и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако предложения Забайкальского края так и не были учтены.

В настоящее время, учитывая поручение заместителя председателя правительства России Дмитрия Козака о ликвидации с 1 января 2017 года «территориальных» федеральных целевых программ и включении их

мероприятий в отраслевые федеральные целевые программы и отраслевые госпрограммы Российской Федерации, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» должна прекратить свое существование уже в конце этого года. Это означает, что Забайкальский край будет иметь нулевое присутствие в Госпрограмме.

Корр.: Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

С.Ж.: Как представляется, в некоторых федеральных органах исполнительной власти преобладает не просто ошибочная, а крайне опасная точка зрения, что якобы неправомерно в методологическом плане соединять два макрорегиона (Дальний Восток и Байкалье) в одно целое. Байкалье, как и Дальний Восток, обладает целым набором специфических факторов, делающих его, с одной стороны, геостратегически значимым, с другой, – геостратегически наиболее рискованным и уязвимым: окраинность, северность, приграничность, удаленность от материнской стороны, сырьевая востребованность сопредельными странами.

Забайкалье, по сути, объединяет дальневосточные регионы с остальной частью России. Дальний Восток, в свою очередь, является территорией, сопредельной с Азиатско-Тихоокеанским регионом – одним из быстрорастущих экономических и стратегических районов мира. Основная зона непосредственного контакта с АТР – восточный участок российско-китайской границы. Именно Забайкалье, где этот участок берет начало, и на которое приходится четверть (около 1000 км) его протяженности, по сути, обеспечивает решение задач геополитической безопасности и территориальной целостности государства. Как ту не вспомнить высказывание П.А. Столыпина, что «…наиболее отдаленные … части ее (России – А.П.) … могут … безболезненно и незаметно отпасть». А Забайкальский край, образно выражаясь, – это сук, на котором дальневосточная Россия сидит над бездной растущего Китая. Байкальский регион расположен в глубине России, что не снижает его геостратегическую важность для страны, но и не уменьшает геостратегические риски.

Корр.: И что дальше?

С.Ж.: Если следовать логике ранее принятых документов, то надо руководствоваться Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. В ней в качестве главной цели поставлено закрепление населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды проживания. Закрепления населения на Дальнем Востоке и Байкальском регионе возможно добиться только за счет превышения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Выше приведенные фундаментальные факторы, усложняющие жизнь дальневосточника и забайкальца, помноженные на экстремальные природно-климатические условия, требуют более высокого уровня благосостояния и социального обеспечения.

Мы, сенаторы от Байкальского региона, представляющие в Совете Федерации Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край, также будем бороться за подготовку и принятие соответствующего нормативно-правового акта правительства Российской Федерации. Этим документом, в том числе, предполагается закрепить долю софинансирования для субъектов Байкальского региона по мероприятиям всех государственных программ в размере не более 5%.

В этой связи Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддержал просьбу учесть предложения правительства Забайкальского края по внесению изменений в Госпрограмму, дополнению ее необходимыми мерами и ресурсами для сбалансированного социально-экономического развития субъектов Байкальского региона, предусмотрев соответствующие источники их финансирования. Это касается мероприятий, направленных на достижение основной её цели – повышения уровня социально-экономического развития Байкальского региона в целом и Забайкальского края в частности.

Автор: Александр Петров
Опубликовано: 18 октября 2016 года
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Хватит политинформаций
25-10-2016 23:15
Рассказывать широким массам через прессу как у нас ничего не получается с экономикой и социальной сферой сенатор Жиряков мастак. Но мы бы послушали что он там в Москве делает для того что бы Забайкалье не кидали постоянно. Разве не для этого его туда направили депутаты Заксобрания?
0
0



^