RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,57881 EUR70,388110 CNY90,3339100 JPY58,5198
Ясно -15°C
6:22 среда
11 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

НА ПРАВАХ СОБСТВЕННИКОВ

Версия для печати

С 1 января 2017 года жильцы многоквартирных домов будут оплачивать общедомовые расходы по новым правилам. Но, прежде чем повести речь о грядущих переменах оплаты за общедомовые нужды, следует разобраться, что же такое ОДН.

Обоснована ли оплата ОДН?

Напомним, что в 2012 году Правительство РФ установило новые правила предоставления коммунальных услуг, после которых жильцам пришлось отдельно оплачивать расходы коммунальных ресурсов на ОДН. В частности, статья 154-я Жилищного кодекса РФ четко определяла за что конкретно должны платить и собственники жилья и наниматели жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. То есть на законодательном уровне все  вроде бы на первый взгляд было понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое как бы принадлежит проживающим в том или ином доме и несут непосредственно проживающие в нем люди.

Таким образом, получалось, что если учитываются ОДН на воду, то это мытьё подъездов, если это ОДН на тепло, то это отопление подъездов; если это ОДН на электричество, то это лампочки и освещение в подъездах и т.п.

То есть,  законодатель изначально расставил все по своим местам, четко распределив как обязанности, так и права обеих сторон. Таким образом, вырисовывалась следующая схема: собственники и арендаторы жилья платят коммунальщикам деньги, а те предоставляют им услуги. Только в данном случае взаимовыгодное сотрудничество получалось с большой натяжкой. Неуютно как-то в подъездах, обслуживаемых большинством управляющих компаний. По этой причине из порядка 130 УК Читы можно отметить разве что 5-6 компаний, относящихся к своим обязанностям с полной отдачей.

Что же до большинства, то, как правило, подъезды моются и убираются по случаю. Не лучшим образом обстоят дела и с их освещением. Что до отопления, то жильцы, проживающие в домах, обслуживаемых такими управляющими компаниями, даже и не представляют, что в подъездах может быть тепло …

Тем не менее, в платёжных документах эти несуществующие услуги прописываются именно как «услуга». Причем, коммунальная услуга, выделяемая особняком!

 Следует заметить, что в разных субъектах Российской Федерации устанавливается и принимается свой отдельный конкретный показатель расхода того или иного ресурса на ОДН. Где-то он больше, где-то меньше. Во многом это зависит от обслуживающей его управляющей организации.

 Если последняя так экономит энергию, что энергозатраты в обслуживаемых ею домах  минимальны, то велики шансы, что расход останется в пределах установленного и утверждённого показателя. Это дома с очень плотной теплоизоляцией стен и окон, светодиодным освещением, системой отопления и прочими показателями, позволяющими эффективно экономить. Но, к великому сожалению, таких энергоэффективных домов не так много. В соотношении с общей массой большинство-то как раз не энергоэффективны. Как итог — превышение принятого показателя и огромные суммы в квитанциях.

Это приводит к парадоксальным ситуациям, когда по платежкам оказывается, что на уборку дома ушло больше ресурсов, чем на личное потребление.

А поскольку услуга не предоставляется, в подъездах холодно, темно и сыро, то по такой причине, действия столь бездейственных управляющих компанией лиц так или иначе вполне обоснованно вправе попасть под юрисдикцию статьи 160 УК РФ («Присвоение и растрата»). Под присвоением или растратой понимаются денежные средства, вверенные жильцами мошенникам от системы ЖКХ.

 

Как платить будем?

Теперь давайте разберемся, что же теперь ожидает собственников и арендаторов квартир? Сразу отметим, что показатель или норматив, который устанавливается в каждом регионе отдельно, не потеряет качества коммунальной услуги, оставшись в прежней строке платёжных документов. А всё то, что будет этот показатель превышать (а если точнее – данные, которые будут представлять регистрирующие устройства, установленные на дом), переместится в затраты на обслуживание, уход и ремонт (содержание жилья). Раз данные представляют регистрирующие устройства, то логично, что эти устройства имеет смысл на все дома установить. Установкой таких регистрирующих приборов обязаны заниматься управляющие компании.

В противном случае разница между установленным нормативом и данными будет высчитываться с ошибками. И все снова пойдет по замкнутому кругу: негодования граждан, жалобы, новые ошибки в расчетах, постоянные перерасчёты и так до бесконечности...

По сути, преобладающее число людей и по сей день просто не понимают, за что они платят и откуда берутся цифры по оплате за общедомовые нужды. Тем более что набегают весьма серьезные суммы. Так, например, в ряде регионов плата за ОДН значительно превышает норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный самими субъектами на 1 сентября 2015 года.

Зато перевод общедомовых расходов в сугубо жилищные, размер платы за которые будет определяться самими собственниками жилья, стимулирует управляющие компании к энергосбережению и будут способствовать более прозрачному формированию тарифов. Что, в свою очередь может повысить платежную дисциплину жителей.

В частности, такую надежду выразил премьер Дмитрий Медведев  на совещании с вице-премьерами, на котором обсуждались меры по улучшению работы жилищно-коммунального сектора.

Решение по оплате - в руках жильцов

Еще одно новшество, вступающее в силу с начала нынешнего года, утверждает правила общественного жилищного контроля. Целью данного положения также является повышение прозрачности и эффективности работы государственных структур, потому что, по словам премьера Медведева «жилищная сфера всех волнует, а нарушений и злоупотреблений там действительно хватает".

Вице-премьер Дмитрий Козак прокомментировал ситуацию следующим образом: «Перевод платы за общедомовые расходы из коммунальных услуг в жилищные означает, что жители многоквартирных домов на общих собраниях смогут сами устанавливать размер платы, которая не может превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды».

Исходя из этого, теперь у управляющих компаний и ТСЖ может появиться стимул контролировать потребление ресурсов на общедомовые нужды и не распределять эти расходы на всех жильцов.

По словам Козака, также с 1 января 2017 года вводится финансовая ответственность управляющих компаний за неправильно начисленные коммунальные услуги. Теперь за данное злоупотребление, то есть, за излишне начисленную плату, будет взиматься штраф до 50% от соответствующей суммы.

"До настоящего времени такой ответственности не было, и многие компании злоупотребляли этим, начисляли избыточное, в расчете на то, что кто-то обратится, кто-то не обратится. Пользовались, по существу, этими деньгами длительное время", - отметил вице-премьер.

 Изменения коснулись и жилищного контроля. Теперь будут установлены дополнительные гарантии допуска общественных организаций к подобной деятельности вместе с жилищными инспекциями.

Устанавливается порядок фиксации намерений общественной организации участвовать в этом контроле, прежде всего объявление о намерении осуществить проверку либо общественные слушания по проектам, актам, действиям управляющих компаний.

Соответствующие общественные организации будут размещаться в сети Интернет, а с 1 июля 2017 года - в государственной информационной системе ЖКХ.

Кроме того, устанавливаются гарантии граждан, которые индивидуально проявляют инициативу поучаствовать в таком контроле. Общественные организации по установленной постановлением процедуре обязаны рассмотреть такое обращение в течение пяти дней и принять соответствующее решение о привлечении рядовых граждан в «контрольный рейд».

 

Экономим на оплате услуг ЖКХ

Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, собственники жилья могут расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец квартиры, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), сможет оценивать эффективность деятельности своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же станет возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в квартире: приборы учёта дадут точные данные, которые помогут понять, где потребление является чрезмерным, или почему отопление одной квартиры обходится дороже, чем соседней.

Наконец, собственники жилья в многоквартирных домах увидят, во сколько им обходится содержание общих парадных или придомовых территорий. Возможно, на основе полученных показаний многим удастся найти пути решения насущных вопросов, касающихся экономии коммунальных ресурсов и снижения размера оплаты по общим домовым нуждам за электричество, воду и пр.

В случае, если фактически потребленное количество воды или электроэнергии домом превысило оплаченное по нормативу, то убытки ложатся не на плечи собственников, а на управляющую компанию. Таким образом, обслуживающая дом организация будет заинтересована в том, чтобы сократить ОДН, устранить протечки, выявить несанкционированные подключения и провести в доме мероприятия по повышению энергоэффективности.

Насколько рентабельно нововведение, говорить пока рано. Поживем – увидим. Хотелось бы, конечно, верить в лучшее. Только, сколько раз наши добрые ожидания натыкались на недоуменное «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Поэтому, публикацию на данную тему нельзя считать завершенной.

Автор: Ирина Бусарова
Опубликовано: 13 февраля 2017
Система Orphus

Добавить комментарий



^