RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,81351 EUR70,724510 CNY90,6081100 JPY58,6117
Ясно -13°C
0:47 суббота
7 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ЗАНАЧКА НА ПЕРИОД ДОЖИТИЯ

Версия для печати

Возможна ли достойная жизнь на пенсии

 

«Есть все возможности для того, чтобы к 2025 году увеличить продолжительность жизни в России до 76 лет», — сказал Путин на заседании совета по стратегическому развитию. Столь оптимистичному прогнозу остаётся только порадоваться. Но такое уж у нас противоречивое государство, что для любой бочки мёда обязательно да найдётся ложка дёгтя.

А дело в том, что долгожители, по сути, нашей стране не нужны. Потому как невыгодны стране долгожители по экономическим обоснованиям.

 

Период дожития

«Я хочу жить, а не доживать!», - восклицает известный шоу-мен Павел Воля, «сделав» открытие по поводу того, что пенсионный возраст в России на сленге сотрудников Пенсионного фонда называется «периодом дожития».
Так каким же образом формируются средства для этого самого пресловутого периода дожития? И в этом разговоре никак не обойтись без нашего Президента. Дело в том, что в начале радикальных преобразований, в 2002-м году по инициативе Путина в стране началась пенсионная реформа. Понятно, что реформа преследовала на тот момент вполне благие цели. Прожив несколько лет в Германии и видя, как живет старшее поколение «побежденной» страны, Владимир Владимирович, конечно же, хотел, чтобы и пенсионеры государства-победителя жили достойно. И, если уж не раскатывали бы по за границам, то, по крайней мере, с тем, чтобы выжить не искали бы подработку и не торговали бы семечками и «излишками» с дачных подворий в несанкционированных местах.

С данной целью и был введен накопительный элемент. Правда, на официальном уровне его введение объяснили кризисом. А когда, разрешите спросить, у нас в стране не было кризиса?

Так вот, сторонникам соцсистемы, доведшей страну до глубокого кризиса, конечно, и невдомёк, что пенсия во всех цивилизованных странах формируется за счёт личных накоплений граждан. В нашей стране пенсионный «резерв» на протяжении долгих лет формировало государство.

Происходило это (да и происходит по сей день) по принципу общака.
Итак, формирование заначки «на старость» происходит на протяжении всей трудовой деятельности гражданина. И сколько бы долго и сколько бы много рядовой гражданин не получал на своей работе, размер его пенсии имеет ограничения и берется из расчёта периода дожития, который в среднем составляет 228 дней или 19 лет! Теперь понятно, почему при такой практике формирования будущей пенсии долгожители абсолютно не выгодны. Тем более, что дефицит бюджета Пенсионного фонда страны составляет 1 триллион рублей! В связи с этим, была проведена очередная реформа.
С 2002 года и до очередных нововведений в 2015-м году, в России для лиц 1967 года рождения и моложе действовала смешанная пенсионная система, включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчислял в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них: 6% поступали в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, при этом, они не учитывались на индивидуальном лицевом счете работника и не сказывались на размере его будущей пенсии. 10% номинально учитывались при определении страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже шли в солидарную часть. А ещё 6% направлялись в накопительную часть пенсии. Именно эти средства исключались из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда.

Начиная с 1 января 2015-го года данная модель видоизменилась.

 

Долгосрочные сюрпризы


Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2017 году достаточно будет иметь 11,4 балла.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости, он должен быть 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2016 году требуемый минимальный стаж составлял 7 лет , в 2017 г. - 8 лет, и будет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом.
Помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

Пенсионные баллы даются: за каждый год отпуска по уходу за ребенком: за 1-м ребёнком - 1,8 балла, за 2-м ребёнком - 3,6 балла, за 3-м ребёнком -5,4 балла, за 4-м ребёнком - 5,4 балла; за каждый год воинской службы по призыву - 1,8 балла; за каждый год ухода за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, лицами старше 80 лет - 1,8 балла.
Страховая пенсия по-прежнему обязательна. Авторы пенсионной реформы ввели повышающие коэффициенты, стимулирующие выбор в её пользу. Участвующие в формировании страховые взносы (тариф 16%) не инвестируются, но ежегодно индексируются государством на уровень инфляции. А вот по наследству страховая пенсия не передается. Повышается неопределенность, поскольку права на страховую пенсию будут учитываться не в абсолютных цифрах (рублях), а в баллах. Стоимость балла станет определяться ежегодно и будет зависеть от состояния бюджета ПФР, возможности госбюджета поделиться с пенсионерами и от количества баллов, предъявленных в данный момент для «отоваривания». Это означает, что работник узнает о размере своей страховой пенсии только в момент ее назначения. И тут не исключены «сюрпризы».
Что касается накопительной части пенсии, то в данном случае до 31 декабря 2015 года у граждан было 2 пути. Первый - сохранить накопительную пенсию. В таком случае возможен как плюс, так и минус. Успех, конечно же, во многом зависит от выбранного НПФ. А, следовательно, и от способности гражданина принять правильное решение. В случае убытков фонда гарантируется выплата только уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию. Накопительная пенсия по-прежнему учитывается в рублях, а не в баллах. Механизм ее определения никак нельзя назвать простым и прозрачным.

 

Кто растащил личную копилку?

 

Почему в нашей стране оказалась неэффективной накопительная система? Основной вывод, сделанный Счетной палатой, таков: "ни Пенсионный фонд России, ни негосударственные пенсионные фонды не обеспечили сохранность пенсионных накоплений застрахованных лиц с учетом инфляционных потерь." А именно:
«В период 2004-2012 гг. среднегодовой прирост пенсионных накоплений в ПФР составил от 0,79% до 9,24% при среднем темпе роста инфляции в этом периоде 9,65% в год". Таким образом, "прирост пенсионных накоплений в НПФ составил от 0% до 10,19% и практически во всех НПФ, за исключением двух, не превысил рост инфляции за период, в котором велась деятельность по обязательному пенсионному страхованию каждого из НПФ».

Помимо этого, в деятельности ПФР, НПФ и УК (управляющих компаний), отобранных по конкурсу, были установлены факты нарушения действующего законодательства», такие, как: ПФР в 2009-2010 гг. не в полном объеме осуществлялось размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в 2009 г. – 195,4 млрд. руб., в 2010 г. – 132,9 млрд. руб.).
ПФР не осуществлялось временное размещение средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (в 2009 г. – 2,6 млрд. руб., в 2010 г. – 3,6 млрд. руб., в 2011 г. – 4,1 млрд. руб., в 2012 г. – 8,2 млрд. руб.).

УК совершали сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера, не отвечающего законодательно установленным требованиям. Некоторые УК незаконно совершала сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокера являющегося аффилированным лицом этой УК (т.е. «своим человеком» - прим. 45-90) .
УК осуществляли сделки купли-продажи ценных бумаг без учета требований инвестировать средства пенсионных накоплений разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации. Наряду с этим, УК не соблюдали кодекс профессиональной этики.

НПФ в нарушение законодательства самостоятельного инвестировали средства пенсионных накоплений. К примеру, совокупно сумма средств пенсионных накоплений, размещенных НПФ «Русь» в 2007-2009 гг. на счетах коммерческих банков, составила более 2 млрд. руб.

НПФ несвоевременно принимали решения о передаче средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц в резерв ПФР.

Установленный законодательством порядок оплаты услуг и вознаграждений участникам процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений свидетельствует о приоритете интересов УК, брокеров, страховых компаний, специализированных депозитариев. «Вознаграждение УК выплачивается за счет полученных от инвестирования доходов. При этом в случае получения убытка управляющая компания ответственности не несет, а только лишается права на получение вознаграждения». Так, в 2004-2012 гг. сумма доходов полученных частными УК составила 8,6 млрд. руб., а сумма вознаграждений – 1,4 млрд. руб. или 16,8% от суммы доходов.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что установленный законодательством контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также обязательного пенсионного страхования, осуществляемого НПФ является неэффективным. А посему, хотели как лучше, а получилось – как всегда по принципу: куда ни кинь, всюду – клин!

Автор: Мария Березкина
Опубликовано: 05.04.2017
Система Orphus

Добавить комментарий



^