RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,57881 EUR70,388110 CNY90,3339100 JPY58,5198
Пасмурно -15°C
7:33 среда
11 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

«ОБРАТНО В СССР»: УТРАЧЕННАЯ ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ

Версия для печати

Что смотрели советские люди в кинотеатрах
«Важнейшим из искусств для нас является кино», - сказал когда-то лысый картавый классик. Он и не подозревал, что, привязанное ко вполне конкретному времени, его высказывание станет крылатым и не потеряет актуальности во все времена. Даже в наше, безумное. А уж для советских людей кино было, наверное, более чем искусством – чем-то вроде религии. Пока телевизор не вошёл практически в каждый дом, люди ходили в кино как на праздник. Загодя покупали билеты, планировали выходные, встречались с друзьями, «выгуливали» детей. Но и даже после того, как зомбоящики, подобно кинематографическим пришельцам «Чужим», коварно и железобетонно поселились в домах советских людей, народ не перестал, говоря словами легендарного Шарапова, «намыливаться в киношку». Ибо слово cinéma со времен братьев Люмьер оказывало и продолжает оказывать на людей магическое действие. Легенды о пластмассовых динозаврах

Итак, что смотрели советские люди в кинотеатрах? Справедливости ради надо заметить – слишком уж большого разнообразия в репертуаре отечественных храмов киноискусства не было. Зато (!) это была эпоха именно Большого Кино, Le Grand Cinéma. Потому дрянной киножвачки со вкусом говна было гораздо меньше, чем сейчас.

Наши родители почитали прежде всего отечественные шедевры: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Калина красная», «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители». А также французские - «Мужчина и женщина», «Три мушкетера», «Человек в железной маске», «Фантомас»; итальянские - «Рокко и его братья», «Леопард», «Ночи Кабирии»; югославские боевики про индейцев… И даже невесть как закравшиеся из вражьей Америки (тьфу на вас, капиталисты проклятые!) голливудские экземпляры типа «Спартака» и «В джазе только девушки».

Для нас же, рожденных еще в СССР, но перевернувших и переломивших свое сознание уже после его развала, большое кино разделилось примерно на три эпохи. Первая - то, что мы видели в детстве; вторая - в перестроечные и постперестроечные годы; и затем то, что видим сейчас. Регресс, прямо скажем, налицо (на молодежном жаргоне это называется «печалька» и «помочь нечем»).

В конце 70-х – начале 80-х в столице Забайкальского края было не меньше десяти кинотеатров. Среди них – ныне здравствующие главный читинский кинохрам «Удокан», «Забайкалец» (современный «Центавр»), «Спутник» (Большой Остров) и утратившие статус кинотеатра ДК Железнодорожников и «Родина» (ныне культурно-досуговый центр). Что касается непосредственно самих кинопроизведений, из детского Омута Памяти (да простит автора госпожа Роулинг за несанкционированное использование образа) всплывают несколько фильмов. Из голливудских – те самые легендарные «В джазе только девушки», не менее легендарный «Спартак» и очень экшеновая и очень слезливая история под названием «Смерть среди айсбергов» (про умных китов и злыдней браконьеров). Из японских – две «Легенды»: «Легенда о Нарайяме» (считалась почти порнухой) и, конечно же, знаменитая «Легенда о динозавре».

Кстати, последняя – особый случай в советском кинорепертуаре тех лет. Шедеврами из Страны восходящего солнца, а также триллерами и ужастиками как жанром советских зрителей никогда не баловали. На тот момент это был единственный в своем роде фильм ужасов, доступный нашему человеку (и, на мой взгляд, довольно-таки неплохой). Ясен пень, сейчас кукольные пластмассовые динозаврики и их детеныши из знаменитой японской киноленты смотрятся весьма забавно, особенно в сравнении с современной графикой - типа тех же «Чужих» или спилберговских шипованных красавчиков юрского периода. Но!.. В детскую память четко впечатались и ужасные челюсти чудовища во весь экран, и щедро разливаемая кровища, и вылупляющийся из огромного яйца монстрик, и беспомощные крики красивых японских девушек – а потому для меня и многих моих ровесников этот задушевный и забавный по нынешним временам фильмец остался-таки эталоном жанра horror. Недаром каждый из нас в детстве посмотрел его раз эдак по десять. Трясясь от страха и зажмуривая глаза в предвкушении уже наизусть выученных и все равно страшных сцен, мы, ученики 48 и 45 школ, что на Чите-1, упрямо пёрли на киносеанс в ДК Железнодорожников (часто - сбежав с уроков). Японский нервощекотательный киношедевр поднимал в нас изрядную волну адреналина… Так шо, не обессудьте, мистер Стивен который Кинг. Мы нашу родную, хоть и кукольную, «Легенду о динозавре» ни на какие ваши самые хорроровые гиперкиберужастики не променяем.

Джимми, Джимми, Джимми!.. Ача, ача, ача!..
Нет, друзья, автор не призывает заблудшую собаку – он цитирует песню из самого, пожалуй, знаменитого произведения индийского Голливуда, он же Болливуд, под названием «Танцор диско». (К тинейджерам просьба: сильно не ржать).

Ох уж это индийское кино! Изрядно поломали головы в свое время различные кинокритики и вообще кинодеятели – ну почему, почему так любили его советские люди? Ведь, блин, страна высочайшей кинокультуры, родина оскароносного шедевра - «Войны и мира» Бондарчука; лауреата Золотой пальмовой ветви - великого фильма «Летят журавли»; в конце концов, философ Тарковский, элегантный Михалков, остроумнейший Гайдай и другие… А люди прутся толпами на какие-то слащавые индусские сказки! Мать ты моя, ну шо за нафиг!!!

Хотя… по-житейски все объяснялось просто: страна холодная, зима почти весь год, природа северная. В магазинах ничего нету, а если и есть, то: одежда стрёмная, продукты обычные, мебель ужасная. Опять же в заграничное путешествие дальше Болгарии не уедешь… А тут, на экране – Индия. Красивая, загадочная, экзотическая, пряная, жаркая, благоухающая, вечнозеленая, вечно поющая и вечно танцующая! А эти шикарные кусты роз - и под каждым кустом сидит сладкоголосая индианка (или индус), готовая в любую секунду выпрыгнуть и запеть, согласно дубляжу, что-то вроде: «Поверь, красавица, напрасно, ты прячешь взгляд и хмуришь бровь. Ну, улыбнись, ты так прекрасна – прекрасней, чем сама любовь!» Ну, чем не отдушина для неискушенного советского человечка!

Скажу честно: класса до четвертого-пятого я обожала индийское кино. Мы с друзьями по двору, одноклассниками и даже с папами и мамами частенько ходили и в любимый ДК Железнодорожников, и в «Удокан», и в «Родину». Но если для наших родителей непревзойденной вершиной Болливуда был и остается до сих пор великий (действительно великий) Радж Капур с его «Бродягой» и «Господином 420», то для нас главным шедевром индийского кинематографа стал «Танцор диско».

ОКНО

Это был поистине культовый фильм того времени. В Союзе, разумеется. В нем завораживало все: и обычная для индийских фильмов яркость райских красок, и динамизм сюжета, и колоритные актеры, а особенно – музыка, стилизованная под диско, и суперцветомузыка. Песни из этого фильма записывали на магнитофон, принесенный в кинозал, заучивали наизусть (ни бельмеса, естественно, притом не понимая). Девчонки копировали танцевальные движения главной героини - красавицы Риты, ее одежду, прическу и макияж. Мальчишки украдкой фотографировали прямо с экрана советской техникой, а потом проявляли снимки, которые, несмотря на чудовищное качество, шли нарасхват. Некоторые особо предприимчивые умудрялись приторговывать этим более чем кустарным товарцем. И ведь шла торговля – только в путь!

Провалиться мне сквозь землю, если совру: я посмотрела «Танцора диско» 12 раз. Но вообще-то, это не рекорд. Лично знала девчонку, которая видела этот фильм 40 (!) раз. Видимо, она не пропустила ни одного сеанса ни в одном кинотеатре Читы. Думаю, даже футбольные фанаты, преследующие своих кумиров, позавидовали бы такому упорству… А еще вспоминаются разные смешные эпизоды. Например, как-то, в очередной раз смотря «Танцора», моя подружка воскликнула в порыве чувств, когда главный герой появился на экране: «Это он, Митхун Чакраборти!» (так звали актера, исполняющего роль Джимми, ежели кто помнит). Мирно дремлющий рядышком под звуки диско толстый дяденька, пришедший в кино с супругой, внезапно проснулся и рявкнул: «А ну, малолетки, не материться!» После чего снова захрапел.

Став постарше, а соответственно, поциничнее и поироничнее, мы стали ходить на индийское кино с другой целью: поиздеваться и, как сейчас говорят, нашарить киноляпы. Уж этого-то добра в болливудской кинопродукции было с лихвой: и не долетающие до лица кулаки, и ненатуральная томатная кровь, и одинаковые певческие голоса во всех фильмах, и приторно-слащавые песенки, и много другой глупости. Мы, наслаждаясь своим особо ядовитым подростковым цинизмом, громко предсказывали тот или иной эпизод фильма и громко ржали над тупостью героев под возмущенные пшиканья добропорядочных зрителей. Пока однажды контролерша вполне заслуженно не выставила нас из зала. На этом наш импровизированный клуб искателей киноляпов прекратил свое существование – нам стало скучно.

Кина не будет?
К сожалению, сейчас шансы посмотреть хорошее французское или итальянское, британское или немецкое кино, в конце концов, российское или качественное голливудское сведены практически к нулю. Выбора у нас нет: нам суют (не предлагают, а именно суют) либо отвратительные отечественные комедии с юмором ниже плинтуса, либо такие же голливудские, либо сплошную графику, либо не особо умные боевики. Ну, на худой конец, аниме. Редко-редко мелькнет в современном репертуаре хороший фильм, как бриллиант среди кучи дерьма. «Печалька», но факт: эпоха Большого Кино, закончилась. Вместе со звездами масштаба Элизабет Тейлор постепенно уходит в прошлое такое понятие как Его Величество Актёр.

Но люди, как и в советское время, все равно ходили и будут ходить в кино, несмотря ни на что. Возможно, тая слабую надежду на возрождение Великой Иллюзии…

Автор: Кира КРАПИВКИНА
Система Orphus

Добавить комментарий



^