RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,72441 EUR70,504710 CNY90,5099100 JPY58,7078
Облачно -12°C
19:29 вторник
10 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

«НАШИ ЛЮДИ НА ТАКСИ В БУЛОЧНУЮ НЕ ЕЗДЯТ»

Версия для печати

В советское время такси было совершенно другим, отличным от всех остальных, видом транспорта. Да и от современных советское такси отличалось, как небо от земли.

Начать с того, что в СССР поездка на такси была едва ли не роскошью, позволить себе поездку на нем могли далеко не все и не каждый день. Посадка в такси - 20 копеек, по тем деньгам это стоимость булки хлеба или обед в школьной столовой. По советским меркам, несусветно дорого. Далее счётчик отстукивал по 2 копейки через определенное расстояние. Он работал как метроном, в его звуке слышался звон монет, и почти физически пассажир ощущал, как деньги из его кармана перетекают к таксисту, для которого звук работающего счетчика был как музыка.

Поэтому услугами такси пользовались редко, в основном в тех случаях, когда вся семья или кто-то из ее членов собирался уезжать. Например, в отпуск. Первым признаком того, что кто-то отправляется в дорогу, была как раз желтая «Волга» на шашечками на борту у подъезда. В багажник укладывались чемоданы, а члены семьи усаживались в салоне на заднем сидении. Глава семейства устраивался на пассажирском кресле рядом с водителем и… «Поехали!»

По главной улице с Политбюро Детство мое прошло на Украине, в огромном городе на берегу Днепра. Прямо перед окнами нашей девятиэтажки располагался таксопарк, и каждое утро можно было видеть как из его ворот выезжают желтенькие, сияющие намытыми боками «Волги».

Но особенно запомнились эпизоды с первомайской и ноябрьской демонстрациями. 1 Мая и 7 Ноября, в дни великих советских праздников, весь город отправлялся на шествие. В том числе и таксисты. Более того, они фактически его открывали. Накануне демонстрации внутри таксопарка царило оживление - машины стояли на территории огромного двора. За ворота выезжали единицы машин, да и те, наверное, по вызовам и по заказам.

В советское время такси можно было заказать за месяц до нужной даты. Как правило, машина приходила вовремя, можно было без всякой боязни выходить к подъезду со всей поклажей и сверять часы: ровно в 14.00 прибудет таксомотор, и никому не придется судорожно звонить по телефону диспетчеру и, срывая голос, кричать в трубку: «Где такси? У меня через час самолет на Москву!»

Перед большими пролетарскими праздниками такси отмывали до зеркального блеска и украшали огромными… портретами членов Политбюро ЦК КПСС. Происходило это все рано утром в день демонстрации, раньше делать этого было нельзя. Во-первых, с портретом Брежнева высотой более двух метров в бокс «Волга» не заехала бы. Во-вторых, ночью мог пойти дождь, и на портретах образовались бы грязные подтеки, а это уже политическая диверсия. Поэтому приготовления к «параду» начинались часа в четыре утра.

После этого машины с портретами выезжали из ворот таксопарка и выстраивались на улице строго по ранжиру портретов: впереди Генеральный секретарь, далее все остальные. Несколько раз ответственные товарищи обходили этот строй, проверяли порядок построения, и только после этого кавалькада двигалась к главной площади города, где с трибуны первые лица города приветствовали трудящихся, в том числе и таксистов с членами Политбюро на крыше. «Вчера генсека возил», - шутил иной таксист после этих всенародных шествий.

Зеленый огонек
Получилось так, что из-за профессии моего отца нашей семье пришлось очень часто переезжать из города в город. Да и вообще ездить довелось очень много, с пересадками в Москве. Кстати, это был единственный город, где родители предпочитали такси не брать. Столичные таксисты уже в советское время имели сомнительную репутацию. С эстрады тогда звучала хохма о том, как один московский таксист довез чукчу от Ярославского до Казанского вокзала (они расположены друг напротив друга на Комсомольской площади) за 220 рублей. Все смеялись, но ситуация была очень близка к правде. В столице старались воспользоваться обычным транспортом, метро или автобусами, которые курсировали от одного вокзала до другого с регулярностью 10 минут.

Знакомство с другими городами обычно начиналось с салона такси. В конце семидесятых - начале восьмидесятых это были автомашины ГАЗ-24. Обычно такси были окрашены в яркий желтый цвет, а под стеклом находился зеленый фонарь, который сигнализировал о том, свободна машина или в ней кто-то уже едет. Впрочем, даже если вы видели машину с зажженным зеленым огоньком, это ничего не значило - таксист мог сказать, что едет в парк, и отправлялся по более прибыльным маршрутам, которые в вечернее время проходили около ресторанов, кафе или театров.

В некоторых городах окраска в желтый цвет не была доминирующей - встречались машины с шашечками и белого, и черного, и даже зеленого цвета, но это непременно были «Волги». Помнится, в середине восьмидесятых в Чите появились такси «Москвич-2140 SL» жуткого коричневого цвета. Пропали они с улиц города очень быстро - горожане в роли такси их не воспринимали, а некоторые и вовсе отказывались садиться в тесную машину.

Стоянка такси
Сегодня мало кто помнит, но еще в восьмидесятые в советских городах существовали специальные стоянки такси. Располагались они не только возле вокзалов и аэропортов, но и на самых оживленных городских магистралях. Подошел к такой стоянке и - либо таксомотор уже стоит там, либо через несколько минут подходит свободная машина. Сел и поехал. Торг был неуместен - водитель вез тебя туда, куда ты требовал тебя довезти. В случае отказа в салоне висела карточка с фамилией водителя и номером телефона таксопарка, куда можно было позвонить и пожаловаться на плохое обслуживание. Зачастую это заканчивалось тем, что водителя ссаживали с машины и отправляли в автослесарный цех. Для опытных водителей это был позор. Поэтому обычно даже самые строптивые водилы ехали туда, куда пожелала ваша душа.

Позже, когда в нашу жизнь все больше стали входить рыночные отношения, поменялись и взаимоотношения «пассажир - водитель». Торг стал уместен. «Двойной счетчик» или просто фиксированная сумма проезда обычно в три раза превышающая ту, которую бы вы заплатили по счетчику. Исчезли и стоянки такси. А ведь как было удобно: сошел с поезда, подошел к такой стоянке, где обычно выстраивалась очередь из приезжих, несколько минут ожидания - и машина в твоем распоряжении.

Подобную стоянку такси я видел в 2002 году в Нью-Йорке, в аэропорту имени Джона Кеннеди. Где-то на подъезде к воздушной гавани произошла авария, и огромные автобусы, которые должны были перевезти пассажиров в другой аэропорт, «Ле Гуардия», застряли на полпути. Вся тяжесть перевозки легла на такси. На той американской стоянке дежурил полицейский, в обязанности которого входило быстро рассадить всех пассажиров в машины. Второй полисмен в это время связывался с диспетчерами служб такси по рации, требуя прислать еще машины. Огромную толпу людей с трех авиарейсов отправили в поездку буквально за десять минут. Меня и еще трех моих попутчиков усадили в такси, в котором водителем был таджик, который до своего приезда в Америку работал таксистом в Душанбе.

Хотели, как лучше


Советское перспективное такси 1964 года


В 1962 года вышло специальное постановление Совета Министров СССР о начале разработок такси нового поколения. Через два года специалистами ВНИИТЭ был создан опытный экземпляр.

В 1963-1965 годах опытный образец был разработан, построен и опробован. В конструкции были использованы узлы и агрегаты от серийного «Москвича-408». Кузов несущей конструкции с облицовкой стеклопластиковыми панелями по стальному каркасу. В отсутствии туннеля карданного вала пол получился очень низким и плоским при сохранении достаточного дорожного просвета. Пассажирский салон занимает все пространство между передней и задней осями и отделен от кабины водителя прозрачной перегородкой, общение с ним - по переговорному устройству, деньги - в выдвижную кассу.

Казалось, что образцу было обеспечено блестящее будущее - авторы получили свидетельство на промышленный образец. Но аскетичный и рациональный стиль автомобиля не нашел высокого покровительства, а без подобного промоушена, любое изобретение тогда в СССР могло лечь под сукно.







Автор: Роман ТВОРЦОВ
Система Orphus

Добавить комментарий



^