RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,81351 EUR70,724510 CNY90,6081100 JPY58,6117
Ясно -13°C
0:29 суббота
7 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

«ВОЙНА» ЗА ДОСТУПНЫЕ ГСМ: ЦЕЛЬ - СБИТЬ ЦЕНЫ

Версия для печати

«Какой заливаешь?» - «80-ый. Плохо идет, но иначе совсем машину «на прикол» ставить придется» - «Да… Если бы не новый двигатель, тоже бы «октан понизил», а так жалко... Просто стараюсь лишний раз не ездить…». К сожалению, подобные разговоры для забайкальцев - обыденное дело. Марка топлива, которое плещется в бензобаке автомобиля, с недавних пор стала одним из показателей финансового достатка его владельца. «Азия-Экспресс» решила разобраться, каковы прогнозы на рынке горюче-смазочных материалов и что предпринимают региональные власти для снижения стоимости бензина и дизельного топлива.

«Куда больше-то?!», - округляют глаза, заслышав про возможный дальнейший рост цен знакомые водители. Они, действительно, каждый раз с беспокойством вглядываются в расположенные возле бензозаправок электронные прейскуранты и не ждут ничего хорошего, когда в новостях проскальзывает словосочетание «стоимость ГСМ». Привычка, выработанная годами…

Специалисты УФАС по Забайкальскому краю утверждают: несмотря на то, что цены на бензин и дизельное топливо в регионе остаются самыми высокими среди субъектов Сибирского федерального округа, темпы их роста в 2012 году были значительно медленнее, чем в 2011-ом. Некоторые же виды горючего вовсе подешевели: АИ-92(АИ-93) - на 1%, а дизельное топливо - на 2%.

Цифры, конечно, не сильно впечатляют, но сколько бы сегодня автовладельцы платили за «корм» для своих «железных коней», если бы специалисты антимонопольной службы в судах не отстаивали права земляков на разнообразие рынка ГСМ, а депутаты краевого Законодательного Собрания регулярно не просили надзорные органы и Госдуму РФ обратить внимание на проблемы данной отрасли?

Как известно, государственное регулирование цен на нефтепродукты российским законодательством не предусмотрено, однако механизм конкуренции в нашем регионе время от времени дает ощутимые сбои, поэтому краевому УФАС приходится призывать четырех крупнейших операторов местного топливного рынка к честной борьбе. В настоящее время в отношении одного из них возбуждено сразу три дела по признакам злоупотребления доминирующим положением. Что же касается депутатов Заксобрания из фракции «Единая Россия», то за последние годы они неоднократно обращались к сотрудникам Управления и к Прокурору края с предложением рассмотреть обоснованность повышения стоимости бензина и дизельного топлива, а также дать этому процессу правовую оценку. Также вопрос был поставлен перед заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Сергеем Тэном. Его настоятельно попросили через взаимодействие с профильными структурами Госдумы и федеральными исполнительными органами государственной власти способствовать избавлению Забайкалья от высокой ценовой зависимости в сфере обеспечения населения горюче-смазочными материалами. Принимаемые на федеральном уровне по данному обращению меры на личном контроле держит Председатель регионального Законодательного Собрания Степан Жиряков.

- Подорожание бензина и дизельного топлива является основным мультипликатором наценки товаров и услуг, поэтому данный показатель постоянно находится в зоне внимания моих коллег-депутатов, - прокомментировал ситуацию он. – Повышение стоимости ГСМ вызвано рядом факторов. Это и рост мировых цен, и отраслевые издержки, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывает налоговая составляющая, «заложенная» в конечной стоимости каждого проданного литра автомобильного топлива в размере около 60%.

Действительно, согласно статистике УФАС Забайкальского края, в 2011 году, по сравнению с 2010-ым, акцизы на автомобильный бензин класса 2 и ниже выросли в 1,5 раза, на автобензин 3 класса – в 1,4 раза, класса 4 и 5 – почти в 1,3 раза. Дизельное топливо класса 2 и ниже подорожало в 2,3 раза, 3 класса – в 2 раза, класса 4 и 5 – практически в 1,9 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на ГСМ опередили инфляцию и повысились: на Аи-92 - на 16,5%, на Аи-95 – на 18,6% и на дизельное топливо – на 15%.

В 2012-ом процесс не прекратился – в начале года акцизы на бензин всех классов увеличились еще в 1,3 раза, на дизельное топливо всех классов - в 1,5 раза, а вот в июле депутатам и контролирующим органам удалось добиться отдельных положительных результатов. В частности, на фоне дальнейшего незначительного роста акцизов на бензин и дизельное топливо, не соответствующее классу 3, 4 или 5, а также на бензин и дизельное топливо класса 3, бензин класса 5 подешевел в 1,7 раза и дизельное топливо того же класса - в 1,8 раза.

Отсюда и общая картина на начало текущего года оказалась совсем иной: розничная стоимость бензина марки АИ-92 снизилась на 1,1%, на Аи-95 - на 1,2%, а на дизельное топливо - на 2%.

- Конечно, существеннее всего эти ценовые перепады сказались на сельскохозяйственных товаропроизводителях, и, несмотря на то, что мы уделяем данной группе потребителей ГСМ особое внимание, прогнозы для них не очень радостные, - отметил Степан Жиряков. - Во-первых, в ближайшем будущем акцизы на бензин и дизельное топливо продолжат расти. С начала года ставки по акцизам на бензин повысились в среднем на 24%, на дизтопливо – на 36%. Очередного увеличения ждем с 1 июля. Во-вторых, в связи с вступлением России в ВТО меняется система поддержки сельхозпроизводителей. В частности, с текущего года отменен механизм скидок на ГСМ для агропромышленного комплекса. Например, в 2012-ом топливо для проведения сельхозработ выдавалось в период с марта по июнь со скидкой 30% от оптовой цены, сложившейся в регионе на конец 2011 года, а с июля по октябрь – со скидкой 20% от средней оптовой цены, зафиксированной во втором квартале 2012 года. Сейчас вводятся выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 гектар посевных площадей, то есть в соответствии с требованиями ВТО будет осуществляться постепенный переход от прямого субсидирования отрасли к обеспечению ее доходности.

Однако основной причиной произошедшего в последние годы роста розничной стоимости ГСМ, по мнению специалистов, стало повышение закупочных цен. Наш край не имеет собственных предприятий сырьевой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Таким образом, топливо приходится доставлять за 1013 км, из Иркутской области железнодорожным транспортом, что также налагает свой отпечаток на издержки местных операторов. Правда, по некоторым данным, в Чите скоро появится нефтеперерабатывающий завод, который будет работать на привозном сырье, но сможет ли новый игрок существенно изменить сложившийся в Забайкалье рынок, неизвестно.

Пока же наш край удивляет приезжих из соседних регионов ценами абсолютно на все виды ГСМ. Даже наиболее «стабильная» в плане стоимости марка автомобильного бензина - АИ-76(80) у нас дороже, чем в Иркутской области на 2,67 рубля за литр, а в среднем по СФО – на 3,90 рубля за литр. Успешнее всего в 2012 году удалось «сбить» цену на бензин марки АИ-92(93) – до 31,03 рубля за литр. Однако данная сумма на 6,7% больше, чем в Иркутской области, на 6,9% - чем в Республике Бурятия и на 2,97 рубля, чем в среднем по СФО. Один литр АИ-95 в начале текущего года можно было купить по 34,05 рубля, что выше, чем в Иркутской области на 1,14 рубля, чем в Республике Бурятия – на 3,37 рубля и чем в среднем по СФО – на 3,24 рубля. Цена литра дизтоплива в тот же период времени была равна 32,41 рубля, что дороже, чем в Иркутской области на 1,24 рубля, чем в Республике Бурятия – на 0,77 рубля и чем в среднем по СФО – на 1,79 рубля.

- Депутаты от «Единой России», совместно с контролирующими органами, уже на протяжении пяти лет ведут «войну» за понижение необоснованно завышенной, на наш взгляд, розничной стоимости ГСМ для забайкальцев, - резюмировал Степан Жиряков. – К сожалению, значимых результатов удается добиваться с переменным успехом во многом потому, что на региональном уровне у нас просто «связаны руки», и сложившаяся ситуация требует пристального внимания со стороны государственной власти. Законодательное Собрание края, в рамках своих полномочий, принимает все возможные меры, чтобы донести до Правительства и Госдумы РФ проблемы, с которыми сталкиваются местные сельхозпроизводители во время посевных и уборочных компаний, а также остальное население региона. Ведь от стоимости топлива напрямую зависят потребительские цены и оплата социально значимых услуг. Депутаты прекрасно это понимают и постараются не допустить дальнейшего подорожания бензина и дизельного топлива на территории Забайкалья.

Автор: Елена КАЛАБУХОВА
Опубликовано: 15 марта 2013 года
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Hauer888
20-03-2013 11:57
Да по любому те кто борется те и имеют с этого. Пчелы против меда.
3
0



^