RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD63,81351 EUR70,724510 CNY90,6081100 JPY58,6117
Ясно -13°C
0:34 суббота
7 декабря 2019
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

НЕУЗНАВАЕМАЯ ЧИТА…

Версия для печати
Об информационной войне не пишет сейчас только ленивый. Приводятся примеры беззастенчивой фальсификации: на европейских телеканалах в новостях фотокадры с изображением убитых сербов выдавались за албанские «жертвы», на Украине «голодомор» 30-х годов в документальном фильме проиллюстрирован фотографиями поволжского голода 1926 года…

Но это грубая работа. Вместо откровенного вранья чаще используют принцип одного из героев романа Л.Леонова: «лучшие сорта лжи приготовляются из полуправды». Именно с таким подходом польских журналистов к изображению жизни Сибири – плохое выпятить, о хорошем умолчать – и столкнулись удивленные жители Барнаула и Иркутска. Наша Чита тоже, и не раз, подвергалась «набегам» журналистов, работающих по принципу «вижу то, что хочу видеть, а не то, что есть на самом деле». Зато все они отмечают гостеприимство сибиряков – ещё бы, ведь по прибытию на нашу землю усердно декларируют благие намерения: познакомить своих читателей с жизнью нашего региона. А результат…

Как-то в интернете мне попался фоторепортаж заезжего столичного журналиста о Чите, с комментариями автора. Чита представлена как мрачный город обледенелых помоек, бараков и полуразрушенных построек с печным отоплением. Даже если есть что-то нормальное в городе – то опять не слава Богу: Музей декабристов закрыт на ржавый замок, главная площадь похожа на пустынный серый плац...

И вспомнилась в связи с этим давняя история, рассказанная сотрудниками Музея декабристов.

Март далекого перестроечного 1989 года. «Ветер перемен» занес в Читу первых за все десятилетия советской власти американцев (наш город был ранее закрыт для посещения иностранцев). Американцы – журналисты из очень солидного издания, «Национального географического журнала». Перед столь важными персонами читинские власти гостеприимно распахнули двери, показывая им то, что просили «географы» (в том числе тюрьму – ну, раз уж так им интересно…). Привезли журналистов и в самое красивое место города – Музей декабристов, памятник архитектуры 18 века с красивейшей экспозицией. Своим невиданно-скоростным (на то время), профессиональным фотоаппаратом журналист Стив сделал в музее сотни и сотни снимков – здание Михайло-Архангельской церкви, старинная мебель и книги, портреты, интерьеры, канделябры. Сотрудникам пообещали обязательно прислать номер журнала.

Через полгода журнал действительно пришел… В нем несколько страниц фоторепортажа о Забайкалье. Во всей подборке – своеобразная тенденционная заданность: щербатые улыбки звероподобных зеков, лица алкоголиков с отпечатком деградации, стены обветшалых домов с обвалившейся штукатуркой – крупным планом, и т.д., и т.п. А что же Музей? В большом фоторепортаже Музей декабристов был представлен единственной маленькой фотографией – с изображением клейм, которыми наносили в виде татуировки клеймо каторжникам-уголовникам в наказание за многократные побеги. Более ничего интересного и красивого редакторы журнала для своего издания не увидели… Так захотелось представить «край каторги и ссылки» – задворки «империи зла», как назвал нашу страну Рейган? У этого журнала по всему миру много читателей – а ведь большинство из них никогда воочию Забайкалье не увидит, и для многих впечатление о нашем крае – тот фоторепортаж…

Прошло ровно 20 лет. Илья Яшин, корреспондент «Новой газеты», посетил Читу и тоже сделал свой фотоотчет (упомянутый мною в начале), размещенный затем в Интернете – и вот чудеса: фоторепортаж исполнен один в один по тому же «лекалу»! Яшин тоже увидел в Чите в первую очередь тюрьму, перекошенные бараки, а о Музее декабристов написал (дословно): «Попасть внутрь не удалось – на воротах висит ржавый замок и ходит сердитая собака». Какой ржавый замок на одном из самых любимых и посещаемых музеев, который в нерабочее время охраняется сигнализацией и сторожем?! Какая злая собака? Лживые слова написаны безбоязненно: ну, не приедет же интернет-читатель из Костромы или Вятки посмотреть – висит ли на музее ржавый замок или ходят по залам вереницы экскурсий…

Не в чести, конечно, «Господин Очевидность», и всё же рискну сказать очевидную вещь: все великие писатели, художники мира потому и признаны великими, что показывали жизнь во всем многообразии – видели и положительные, и отрицательные её стороны.

Потому что не найти мире ничего идеального – ни человека, ни города, ни целой эпохи… И, наоборот, ни один город не является воплощением безобразия... Если, конечно, его не сфотографируют Яшин со Стивом.

Но более всего удивляет другое: проходят года и десятилетия, меняются визитеры из разных стран – но дивным образом, словно сговорившись, американцы ли в Чите, поляки ли в Барнауле – изображают и Сибирь, и всю Россию, по выражению барнаульского автора, как «территорию разрухи и опустившегося населения». Так формируется мировое общественное мнение… И отрабатываются деньги заказчика?
Автор: Тимофей Иванов
Опубликовано: 19 июля 2013 года
Система Orphus

Добавить комментарий



^