RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD61,80311 EUR68,292410 CNY89,0958100 JPY56,3871
Ясно -18°C
8:31 воскресенье
26 января 2020
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ПОКРОВКА. ПЕРЕЗАГРУЗКА

Версия для печати

Пункт пропуска «Покровка-Логухэ», расположенный в Могочинском районе на берегу Амура, со скандалом закрытый в 2008 году, в ближайшее время может быть открыт вновь. Правда, как уверяют, максимум на два месяца.

Через пункт пропуска планируется ввести партию оборудования для строящегося Амазарского ЦПК. Но обо всем по порядку.


 

Метр госграницы. Недорого

 

СКАНДАЛЬНОСТЬ двусторонний автомобильный сезонный (только зимой — по льду) пункт пропуска «Покровка-Логухэ» приобрел в начале 2000-х благодаря своему необычному статусу.

Покровка воплощала собой мечту известного сатирика — взять в аренду метр государственной границы.

Ледовая переправа, открытая в амурской глуши постановлением правительства РФ в марте 1998 года, де-факто являлась частным пунктом пропуска. Через Покровку в Китай шел только лес-кругляк и только принадлежащий некоему ООО «Сосна» - дочерней структуре «Забайкальской инвестиционной компании» небезызвестного и на тот момент очень влиятельного предпринимателя Константина Нагеля.

Груженые лесовозы, если верить очевидцам, шли за кордон тысячами. А вот правовой оценки столь привилегированного положения  отдельно взятой лесодобывающей фирмы так дано и не было. Хотя тогдашний губернатор Читинской области Равиль Гениатулин никакой крамолы в этом не видел, а в 2006 году на встрече с китайскими чиновниками из провинции Хэйлунцзян даже выражал уверенность, что Покровка со временем сможет затмить другой пункт пропуска — в  Забайкальске.

Первый раз Покровку закрыли в 2005 году после массового расстрела на расположенной рядом погранзаставе «Амурская», бойцы из которой несли службу на пункте пропуска. Тогда трое перепивших бойцов убили шестерых человек. У следствия были подозрения, что солдат спаивали китайские рабочие «Сосны». Когда разобрались, пункт пропуска открыли, а в 2008-м закрыли вновь.

Официальная причина: несоответствие требованиям контрольных органов, несущих службу на пункте пропуска.  В переводе с казенной казуистики это означало, что таможенники, пограничники, работники Ространснадзора  и прочие не желали более трудиться в тесных и холодных вагончиках, без нормальных бытовых и рабочих условий.

Требования контролеров сегодня частично выполнены, однако пункт пропуска закрыт до сих пор. Поговаривают, что еще не до конца решен вопрос собственности. Имущественным комплексом «Покровка-Логухэ» продолжает владеть Забайкальский край, хотя Росграница еще в 2010 году провозгласила политику на переход как можно большего количества пограничных пунктов в федеральную собственность.


Дорогу оборудованию

ГУБЕРНАТОР Забайкальского края Константин Ильковский в конце 2013 года направил главе Федеральной таможенной службы России Андрею Бельянинову письмо с просьбой о временном возобновлении таможенных операций на пункте пропуска «Покровка-Логухэ». Послания на эту тему  ушли также в Росграницу и пограничную службу ФСБ России.

«В 2014 году ООО «ЦПК Полярная» (управляющая компания проекта. — Ред.) планирует осуществить ввоз из Китая в Россию до 25 тысяч тонн грузов, включающих материалы для строительства целлюлозного завода и крупногабаритное оборудование, предназначенное для производства целлюлозы. Часть грузов (около 2 тыс. тонн) представлена негабаритным оборудованием, транспортировка которого возможна только специальными автомашинами, которые из-за своих габаритов не могут пересечь границу ни в одном из действующих автомобильных пунктов пропуска Забайкальского края», - говорится в документе, текст которого имеется в распоряжении «Эффекта».

Во избежание срыва работ по реализации проекта Амазарского целлюлозного комбината, признанного стратегическим для экономики Сибири,  правительство Забайкальского края и обратилось в федеральный центр с ходатайством о временном открытии пункта пропуска «Покровка-Логухэ» в сезоне 2014 года. Произойдет это, по всей видимости, не раньше марта. До этого времени лед до нужной толщины намерзнуть просто не успеет.


Взгляд чиновников

 

ЧИНОВНИКИ краевого министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма, в чьей служебной епархии находятся пункты пропуска, считают, что без временного открытия «Покровки-Логухэ» Амазарскому комбинату будет туго. Хотя целлюлозное производство в Могочинском районе строится уже около 14 лет, власти по-прежнему ведут речь  об ускорении строительства объекта.

- Отсутствие сложных инженерных сооружений в Покровке,  низкая загруженность автомобильной дороги от пункта пропуска до площадки строительства целлюлозного завода обеспечат транспортировку негабаритного оборудования комбината  до места назначения. Пункт пропуска «Покровка» расположен на удалении порядка 80 км от строительной площадки целлюлозного завода, - говорит глава министерства Баир ГАЛСАНОВ.

Непосредственный куратор «Покровки» со стороны министерства международного сотрудничества, начальник отдела внешнеэкономических связей Максим Кравцов поспешил успокоить забайкальских экологов, заявив, что лес через «Покровку-Логухэ» вывозиться теперь не будет.

- Вывоз древесины через данный пункт пропуска запрещен постановлением правительства РФ. В числе пунктов пропуска, через которые можно вести лес, в нашем регионе значится один только Забайкальск, - заявил ответственный чиновник в беседе с журналистом «Эффекта».


При этом, по словам собеседника издания,  возможно, что маршрут через Покровку - не окончательный. Китайской компании «Синбан», занимающейся через ООО «Полярная» строительством Амазарского целлюлозного комбината,  еще предстоит оценить качество лесовозной дороги от Покровки до Амазара на предмет ее грузопроходимости. Возможно, инвесторы еще и передумают, но скорее всего, пункт пропуска, не работающий с 2008 года, все-таки откроют. Слишком многое поставлено на карту.


Мнение эколога

 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ «зеленые» на всё происходящее смотрят критические. Не все экологи верят, что «Покровка—Логухэ» открывается только исключительно для того, чтобы вывести из Китая оборудование на стройку в Амазаре.

«Через этот скандально известный переход лес тихой сапой вывозился в Китай при прошлом губернаторе. Потом добрым людям удалось его прикрыть на пять лет. И вот теперь, похоже, он открывается вновь. Пока под благовидным предлогом «ввоза из Китая в Россию до 25 тысяч тонн грузов, включающих материалы для строительства целлюлозного завода и крупногабаритное оборудование, предназначенное для производства целлюлозы». Другие цели не декларируются.


Почему-то верится с трудом», 
- пишет у себя в «Живом журнале» Олег КОРСУН, кандидат биологических наук, профессор Забайкальского государственного университета, научный сотрудник заповедника «Даурский» и член Забайкальского отделения Российского географического общества.


Забайкальский эколог уверен, что новые хозяева лесов (и русские, и китайские) спят и видят, когда же откроется этот переход, чтобы начать вывоз в Китай необработанной древесины. За несколько лет, как пишет Олег Корсун,  почти никто из арендаторов не вложил ни копейки в развитие её переработки на российской территории.

«Целлюлозный комбинат не в счёт: он ещё не запущен, и вообще не факт, что его строительство не является лишь прикрытием для начала лесного грабежа.
Это значит, что они ждут и под любым предлогом лоббируют открытие этого таможенного перехода. Что, очевидно, вскоре и произойдёт»,
- говорится в блоге О.Корсуна.

«Эффект» намерен следить за развитием событий. Мы искренне хотим, чтобы Забайкалье стало крупным индустриальным узлом на карте России, но вместе с тем до последней буквы разделяем опасения забайкальского биолога Олега Корсуна.


Справка «Эффекта»

Двусторонний российско-китайский автомобильный пункт пропуска «Покровка-Логухэ» был открыт в Могочинском районе в апреле 1998 года. С 2008 году пропуск товаров и транспортных средств в пункте пропуска не осуществлялся по причине выдвигаемых контрольными органами дополнительных требований по его оснащению и оборудованию. В июне 2005 года губернатор Читинской области Равиль Гениатулин заявлял, что ведет переговоры о строительстве 80-километровой железнодорожной ветки от станции Амазар Могочинского района до пункта пропуска «Покровка-Логухэ».

 

 

 


Этот и другие материалы вы можете прочите прочитать в газете «Эффект»

Автор: Алексей БУДЬКО
Опубликовано: 28 января 2014
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Бывший таможенник
03-03-2014 12:02
Если б не транспортная прокуратура, этот переход до сих пор бы работал благополучно и приносил бы доходы своим хозяевам. Сам был свидетелем этих событий. Сейчас могут снова открыть, люди будьте внимательны.
1
0



^