Музей декабристов или казачий приход?

В середине декабря митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир подписал указ о создании православного казачьего прихода храма Святого Архангела Михаила в Чите. И вроде бы, все понятно – церковь возвращает себе свои здания, если бы дело не касалось музея декабристов, в который вот уже несколько лет спешат туристы и который по всем канонам пожарной безопасности просто не может быть действующей церковью.  

Сотрудник информационно-издательского отдела Читинской епархии Денис Плотников, комментируя данный указ, отметил, что еще не принято решение о возвращении храма РПЦ, но его обязаны передать в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

- Митрополит Владимир подписал указ о том, что образована местная религиозная организация «Православный казачий приход», - уточнил Плотников.

Свое желание вернуть церковь в ведение Русской православной церкви митрополит Владимир выразил 10 декабря, когда выступал перед депутатами Законодательного собрания Забайкальского края на Рождественских чтениях. Митрополит надеялся найти поддержку в законодательной власти региона. Уже позже атаман Забайкальского казачьего войска, он же вице-премьер краевого правительства Геннадий Чупин обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой поддержать идею передачи здания музея декабристов в РПЦ. Уже тогда заговорили о том, что на это здание претендуют казаки, которые, естественно, атамана своего поддержали.

 Никакого отношения к казакам

Зачем казакам своя собственная церковь и почему именно в Чите, и почему обязательно церковь декабристов?

По словам архитектора Виктора Ивановича Кулеша, первое упоминание о церкви декабристов появилось в 1710 году, а Забайкальское казачье войско было создано в 1851 году.

- Казаки на это здание не имеют никакого права, не они его строили. Оно принадлежит обывателям, декабристам, которые были там на службах и венчаниях. Эта церковь стала церковью декабристов из-за острога, который находился рядом. Когда мы подходим к ней, трогаем венцы, мы ощущаем, понимаем, что здесь были декабристы. Мы имеем возможность прикоснуться к одной из ярчайших страниц нашей истории, - отметил Кулеш.

Также он отметил, что не понятно, зачем казаки хотят, чтобы у них был отдельный храм, потому что в городе достаточно других святилищ, в которые они могут также ходить и молиться. По его словам, Чита никогда не была казачьей станицей.

Архитектор отметил, что церковь и музей – единый ансамбль, сплав, экспозиция, построенная на научной основе.

- Нельзя его переносить. То, что музей хотят разместить в другом месте – это глупость. Свалят все в одну кучу. Они думают, что развесят картинки по стенам и все – они создали музей?! - возмутился Кулеш.

Тем не менее, как пишут наши коллеги из Чита.ру, крайпотребсоюз поддержал предложение митрополита Владимира о передаче здания музея декабристов в Чите церкви и выступил с идеей о переносе музея в Забайкальский институт предпринимательства (ЗИП), так как первый в стране потребительский кооператив был создан декабристами.

 Сгорит церковь декабристов

Именно так сказал в разговоре с корреспондентом газеты «Эффект» забайкальский архитектор Виктор Иванович Кулеш. В компетентности этого человека сомневаться не стоит. Виктор Иванович проектировал не один храм, и именно из-под его карандаша вышел наш прекрасный храм иконы Казанской Божьей матери.

По словам Кулеша, использовать здание музея декабристов как церковь – это значит применять открытый огонь, пользоваться свечами. 

- Это пороховая бочка. 300-летний сруб вспыхнет и сгорит за несколько минут. Перекрытия между первым и вторым этажами настолько старые, что могут выдержать не более 20 человек, а на церковную службу обычно приходит много народа, люди стоят плечом к плечу и у каждого в руках свеча, - отметил Кулеш.

У здания нет запасного выхода, а сделать его нельзя, поскольку само строение историческое и вносить в его внешний облик какие-либо изменения запрещено законом. В то же время там не по нормативам сделана лестница и проходы, и в случае, если задымление произойдет на первом этаже, автоматически будет задымлен второй этаж.

- И не надо говорить, что этого не произойдет, произойдет, обязательно произойдет. Потому что все нормативы написаны кровью. Возьмите, например, воронежский интернат, где в старом здании погибли 23 человека, - поделился своими опасениями Кулеш.

 Церковь декабристов обещали не трогать

Архитектор Кулеш, который в свое время тесно взаимодействовал с архиепископом Евстафием, возглавлявшим Читинскую епархию до 2014 года, рассказывает, что когда началось строительство храма иконы Казанской Божьей матери, с ним была устная договоренность о том, что музей  декабристов останется в своем здании.

- На месте, где ранее располагался стадион «Темп», лично я проектировал пять зданий, включая закрытый стадион, но было решено на этом месте строить храм, что мне и было поручено сделать. Но посмотрите, Евстафий был очень мудрым, он когда приехал к нам служить, в Забайкалье была одна церковь, а после себя он оставил сотни построенных и отреставрированных часовен, храмов и церквей. Тогда руководство города и епархия договорились, что после передачи земли в центре города церковь декабристов останется на месте, - рассказал Виктор Иванович.

Напомним, что храм в районе стадиона «Темп» строили в 2001 – 2004 годах, а закон о передаче религиозных зданий вышел в 2010 году.

 Услышать читинцев

Депутат Гордумы Читы Екатерина Щербакова считает, что музей декабристов в Чите нужно сохранить.

По ее словам, проблема начала вызывать споры, подобные тому, что случилось после объявления о своем желании РПЦ забрать у музейщиков Исаакиевский собор в Москве летом этого года. Или аналогичная история с Благовещенской церковью в Санкт-Петербурге.

- Вместо тог, чтобы сберечь визитную карточку города, создать отдельный музейный комплекс, посвященный декабристам, где церковь декабристов стала бы его жемчужиной, чиновники крайне цинично в год 30-летия музея поворачивают историю вспять. Тот же Иркутск имеет меньшее отношение к декабристам, чем наш город, но так, как там преподносят историю декабрьского восстания 1825 года, нам нужно еще поучиться, - говорит Щербакова.

Депутат Законодательного собрания Забайкальского края Роман Щербаков, комментируя журналистам 11 декабря предложение митрополита Читинского Владимира передать здание музея декабристов в Чите церкви, заявил, что музей может жить и в другом месте.

- Здание изначально было церковью, это намоленное место, там ни одно бревно без молитвы не ставилось. Даже задумываться над этим не нужно. Митрополит затронул эту тему, и я считаю, что это правильно. Основная задача в том, чтобы поддержать православную веру, к этому нужно идти сегодня. Это нормальная здоровая идея, которая не должна поднимать какие-то возмущения в массах. И возмущаться будут не православные, а значит, те, кто против добра. Давайте спросим весь город, а не 10-15 сотрудников музея. Все экспонаты музея можно перевезти в другое место, никто не говорит о том, что его нужно закрывать. Наоборот, нужно, чтобы он жил, — сказал Щербаков.

То, что необходимо услышать мнение читинцев, считает и глава администрации Читы Владимир Забелин.

- Сколько людей, столько и мнений. Лично мое - церковь декабристов является памятником. Одним из туристических мест, куда приезжают люди. История Читы связана у нас с декабристами. Они многое сделали для развития Читы, - отметил Забелин.

Он отметил, что передача церкви декабристов в РПЦ - это настолько деликатный вопрос, что его  нужно вынести на обсуждение граждан. Надо будет провести опрос, анкетирование, узнать, чего хотят читинцы. Также глава администрации отметил, что пока к руководству города с вопросом передачи церкви декабристов никто не подходил. Он также подчеркнул, что этот памятник не в ведении городского округа, он принадлежит министерству культуры Забайкальского края.

 Культурный вопрос

Директор краеведческого музея Владимир Нестеренко рассказал, что ежегодно церковь декабристов посещают порядка 60 тысяч человек, основная часть из которых – гости города.

- Ежегодно два здания краеведческого музея посещают порядка 110 тысяч человек. Большая часть из них – церковь декабристов. Сюда мы привозим людей из других городов. Недавно была у нас московская делегация, которая помимо прочего, приехала посмотреть, где жили декабристы. Были у нас и гости из Франции. Выяснилось, что они до этого прочитали о любви декабристов, об их женах и захотели все это увидеть своими глазами, - рассказал Нестеренко.

Также он отметил, что декабристы всегда были брендом Читы.

 Слово губернатора

Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский на пресс-конференции заявил, что пока музей находится в здании церкви декабристов, речи о его передаче в ведение РПЦ быть не может.

По словам Ильковского, согласно указу президента, здания, которые принадлежат церкви, нужно вернуть, но только в том случае, если они утратили свою функцию.

- Здание музея как находится там, так и будет. Конечно, если появится новое место для музея, только в этом случае здание будет отдано РПЦ. Можно, конечно, создать какую-то экспозицию, рядом с церковью построить музей декабристов. Более современный, - отметилИльковский.

Может, действительно, стоит сохранить этот уголок культуры в Чите, от которого веет историей, из-за которого о нашем городе знают за несколько сотен тысяч километров в Петербурге и в Москве, и даже за границей.

Сюда приезжают специально, чтобы увидеть, где венчались декабристы, жены которых приехали за ними в Сибирь на каторгу.

Хотя на все воля совсем не человеческая.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://www.zabinfo.ru/