Храм раздора

<

24 марта в Чите в школе №25 прошли публичные слушания по вопросу строительства православного храма в парке Металлистов на МЖК, едва не приведшие к драке.

Инициатором встречи выступила Читинская епархия, которая обратилась в городскую администрацию с просьбой выделить часть парковой зоны под храм во имя Веры, Надежды, Любови и Софьи и в связи с этим выслушать мнения жителей района. За разработку эскиза взялся «Забайкалжелдорпроект» – в частности, было предложено разделить парк на три части: территорию храма, спортивную зону и место для отдыха. На месте же торговых киосков разместить детскую площадку, а возле памятника по задумке будет аллея. Вот и собрался народ высказать и послушать мнения. В результате, в общем-то, цивилизованный формат общественных слушаний переродился в настоящую заваруху со скандалом, криками и топотом…

 От коммунистических лозунгов до «теории разбитых окон»

Справедливости ради, скажем, что обсуждения-то начались еще задолго до самих слушаний. Представитель «Забайкалжелдорпроекта» только готовился выступить, а из зала уже доносились гневные фразы: «Хватит ему и 10 минут, что его слушать целых 20», «Урежьте ему время выступления!»…

Это наводит на мысль, что часть общественности пришла на собрание уже с готовым решением, возможно даже с полным нежеланием слышать и слушать. Кстати, на протяжении слушаний ведущей – заместителю начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Арине Шаравиной приходилось призывать людей к порядку. Взрослые и даже пожилые люди вели себя как плохо воспитанные дети.

Эскиз все же продемонстрировали и разъяснили горожанам, а после, когда перешли к вопросам, напряжение в зале наросло и обсуждения превращались в прения. Слышалось: «Кто вам заплатил за эскиз?», «Куда нам столько храмов?», «Чьи деньги вы отмываете?», «Тише, к порядку!».

Несмотря на то, что публичные слушания не предполагают ни голосования, ни презентаций, первые взявшие слово активисты-противники строительства храма в парке стали предлагать свои слайды. Это были девушки, одной из которых дали слово, и она озвучила лозунги, которые и так красовались на плакатах и были такого порядка: «Руки прочь от нашего парка», «Оставьте парк нашим детям», «Нет строительству в нашем парке». Один из участников слушаний на этом моменте почувствовал дежавю.

- Меня словно отбросило к началу ушедшей эпохи, когда лозунги имели конкретную идеологическую направленность и категорично призывали к действиям, – поделился впечатлениями он.

Затем высказывались разные мнения. Людей же, которые их выражали, условно можно разбить на группы. Первая – «Негде гулять с внуками» – в нее вошли в основном громогласные дамы пожилого возраста. У одной женщины до сих пор грусть по стадиону «Труд», где она каталась на коньках вместе с внуком еще до строительства Казанского храма, теперь же ездит за 600 рублей на платный каток. Не очень-то в тему, но для кого-то вполне актуально. Следующая группа выступающих – «В городе нам негде гулять» – в основном молодые мамы, которые были возмущены тем, что озелененных участков в городе очень мало, «забирают последнее», «молодежи некуда податься». Что ж, тоже злободневно, но для интереса мы спросили у пресловутых молодых людей, чем же они обычно занимаются в этом парке. Ответ поразил: «Там достаточно закрытое от глаз место, можно спокойно выпить и покурить».

Позже слово взял общественник Георгий Разгильдяев и заявил, что строительство храма должно объединять людей, а не разделять.

Резонно, однако эти слова прозвучали после пиковой точки напряжения в зале.

- Люди скандировали лозунги, кричали хором, топали ногами, – вспоминает очевидец. И все это в ответ на высказывания депутата краевого Законодательного собрания Романа Щербакова, который напомнил, что если б знали историю, помнили бы о наличии 17 храмов в Чите.

- Роман пытался говорить о необходимости церквей в городе для духовного развития, но собравшиеся кричали и топали, – рассказывает еще один очевидец. Кстати, коллега Романа Щербакова по цеху, тоже депутат, только городской, Екатерина Щербакова была по другую сторону баррикад, а именно на стороне активистов-противников. - Большинство горожан против строительства храма именно в парке. Давайте прислушаемся к людям, которые проживают на этой территории. Не надо настраивать людей против какой-либо религии, – говорила она.

Когда толпа выплеснула эмоции и градус напряжения спал, в очередь к микрофону выстроились сторонники строительства храма, среди которых почему-то было меньше пожилых разгневанных женщин. В числе выступающих была жительница МЖК, мать пятерых детей, которая говорила, что ей неудобно с коляской добираться до Казанского храма, который, как известно, в самом центре города. Кстати, кроме мнений, прозвучала от одной читинки и целая научная «теория разбитых окон», выдвинутая американскими учеными. Смысл ее в том, что необлагороженная территория способствует криминализации общества, а строительство храмов, с точки зрения выступавшей, напротив, ведет к преображению пространства вокруг.

- Храм – место благодатное, люди рядом нравственно преображаются, – говорила жительница района.

Читинец, занимающийся тюремным служением, к этому добавил, что заключенные его просили передать: «Если бы на нашей дороге жизни был храм, она не привела бы нас сюда, в тюрьму». Слово дали даже ребенку – ученица воскресной школы пообещала, что обязательно будет ходить в храм, если его тут построят.

 Вере, Надежде, Любови, Софии быть?

Хотя общественные слушания не предполагают вынесение решения по существу вопроса, а лишь дают общую картину мнений, митрополит Владимир отметил, что существенных аргументов против строительства он не услышал. Кстати, он был поражен рвению, с которым люди требовали дать слово. 

- Как будто тут решается вопрос жизни и смерти, – воскликнул епископ в разгаре обсуждений. А сам обстоятельно и спокойно ответил на все заданные ему из толпы вопросы. В частности, осветил больную тему финансовой составляющей возведения храма: «Я вас уверяю, он будет построен на пожертвования прихожан. Только на спонсорские средства, бюджетные деньги привлечены не будут». Еще добавил, что, как и другие учреждения, необходимые для жизни людей, храм должен быть в шаговой доступности для жителей всех районов города. По его словам, 600 писем отправили жители МЖК с просьбой решить проблему отсутствия церкви в районе. Когда же ушли все, кто кричал и скандировал, заметил: «Что ж, люди отыграли свой номер…».

Таким образом, несмотря на возмущение половины пришедших на слушания, возведение храма во имя Веры, Надежды, Любови и Софьи в сквере парка Металлистов, видимо, все же стоит ждать.

Это событие не зря привлекло внимания многих СМИ, оно чрезвычайно, крайне важно для нас, жителей. Ведь эти публичные слушания, помимо того, что отразили мнения, еще и вскрыли серьезные противоречия нашего общества. Как отметил один из очевидцев, в школе №25 в этот день собрались «люди с разных планет». Что же это значит? Все очень просто – мировоззрение одних ориентировано на материальную, а проще сказать, на земную сторону жизни, других же – на духовную, призывающую человека к вечному, приблизиться к которому он может только в храме.

Конечно, каждый читинец сам решит, на чьей он стороне, но будем надеяться, что именно объект раздора в будущем примирит и объединит эти два совершенно разных мира.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://www.zabinfo.ru/