Из Читы в Маньчжурию на машине. Часть первая: 33 часа ада на границе и паркинг с гвоздем в шине

Журналист «ЗабИнфо» съездил в Маньчжурию на автомобиле. Неприятные впечатления от многочасового стояния на границе и гвоздя, воткнутого китайцами в шину на площади в Маньчжурии, смогли компенсировать возможность свободного передвижения по городу и знакомство со всеми его реалиями. Тем, кто планирует автопутешествие в этот город, нужно быть готовым к полному отсутствию официальной информации о правилах и процедуре въезда и полагаться лишь на помощь бывалых путешественников из России.

Ехать и смотреть

Слава Богу, я не автолюбитель, но таковых много среди моих друзей. Они с упоением смотрят «Тачки на прокачку» и прочие телевизионные продукты для фанатов авто, «роют» в Интернете фотографии автоновинок и гаджетов, сопровождают друг друга в автосалоны при выборе и покупке нового четырехколесного друга. Впрочем, покатавшись на нем с полгода, они начинают впадать депрессию, так как, уже мысленно начинают предавать своего друга, мечтая об его более престижном и дорогом собрате. Они то и предложили мне съездить в Маньчжурию. Мои друзья, как истинные читинцы, уже бывали там не раз проездом на рейсовом автобусе и впервые решили съездить туда на автомобиле. Я же в этом городе и в этой стране еще не был ни разу, поэтому с удовольствием принял такое предложение. Все-таки путешествие на автомобиле всегда интереснее, чем на самолете, поезде или автобусе. Тем более для журналиста. В поисках интересного сюжета или фотографии, можно остановиться в любом месте, заглянуть за любой поворот и увидеть намного больше. Тем более крутить баранку самому не надо. Только ехать и смотреть.

Заправив в Чите полный бак, и купив в обменнике Сбербанка на улице Шилова последние 400 юаней, мы выдвинулись в сторону Китая. Если верить в знаки судьбы, то вернуться надо была назад уже через час, после того, как проехали Дарасун. Безо всяких на то предпосылок в самом неподходящем месте лопнул ремень генератора. Совсем еще не старый ремень на «Калдине» 2002 года не отмотал положенных ему километров и разлетелся в лохмотья. Самые продвинутые попытались через мобильники поискать в Интернете что-то похожее на аварийных комиссаров в Дарасуне, ну или хотя бы телефон местного автосервиса. Результат нулевой. Сетевая Доска объявлений Дарасуна гласила миру лишь о том, что в хорошие руки отдадут хорошеньких котят, и продадут свадебное платье. Отправили с проходящей маршруткой в Дарасун «гонца». Уже через 30 минут, он отзвонился и рассказал, что ремней в продаже нет, сотрудник автосервиса к нам выехать не может, так же как и отбуксировать нас в сервис. Зато, благодаря расторопности гонца, в Чите один из друзей уже купил новый ремень и отправил его с водителем такси, который вёз пассажиров через Дарасун. Дождавшись спасительного таксиста, мы проехали 20 километров и вернулись в Дарасун. Сотрудник автосервиса долго не мог сообразить, как поставить этот ремень. Стало очевидно, что с такой маркой машины ему проделывать это раньше не приходилось. Тогда мы посоветовали ему сделать чертеж всех движущихся деталей на бумаге. Ведь руками он их всех уже прощупал и определил. Ремень встал на место. За работу с нас взяли 150 рублей. И мы отправились дальше. С грустью отметив тот факт, что потеряли из-за ремня 5 часов.

Будем осторожнее

Решили задобрить духов и отправились в Алханай. Приехав туда поздно вечером, переночевали в домике. Утром проспали время отхода организованной группы по святыням с гидом. Впрочем, как нам рассказали вежливые и приятные девушки-сотрудницы Национального парка, такое пешее путешествие длится не менее пяти часов. Времени у нас было не так много, поэтому обошлись прогулкой до Аршанов и окунанием в них. Запасшись целебной водой, поехали дальше: через Дульдургу добрались до Агинского, а там прямой путь до Забайкальска. Уже в темноте подъехали к пограничному переходу. Из множества павильонов турфирм слева работал только один. Мы хотели уточнить, как все-таки проходит процедура досмотра автомобиля, сколько нужно платить за въезд и можно ли въезжать на машине, водитель которой управляет ей по генеральной доверенности. Милая сотрудница стала называть заученные скороговоркой разные цифры, в голове мы лишь отфиксировали: ничего страшного нет, ехать можно. Приглашение мы оформили еще в турфирме в Чите. Оно должно было ждать нас по ту сторону границы, где нам поставят визы. В очереди стояло всего пять машин. Поэтому уже через 40 мин за нами захлопнулись ворота перехода Забайкальск-Маньчжурия

Вежливые сотрудницы транспортной инспекции проверили наши паспорта, документы на машину и показали направление, в котором ехать дальше. На таможне водители проходят досмотр и еще одну проверку документов в одном окне, все пассажиры в другом. Очень замедляют процесс постоянно подъезжающие на автобусах группы, так как они идут списком, и пока последний член группы не пройдет, нельзя подойти к окну. После этого мы сели в машину и отправились по территории пограничного перехода прямиком.

Увидев справа по пути магазин «DUTY FREE», естественно ударили по тормозам. Кстати, делать покупки в магазине беспошлинной торговли надо именно на нашей стороне. На обратном пути, в китайском «DUTY FREE» мы ничего не взяли. Цены высокие, юаней в карманах уже не было, курс, по которому брали к оплате рубли, был сильно завышен, карты к оплате не принимаются. Однако, следует помнить, что в Китай можно ввозить два литра алкогольных напитков и два блока сигарет на одного человека. В конце перехода нас еще раз проверила сотрудница погрануправления и открыла ворота в Китай, за которыми к нам подошел китайский пограничник и произнес «Друга, паспорт давай». Очень неожиданно звучало такое обращение из уст госслужащего Поднебесной. Но за три дня пребывания в маньчжурском муравейнике из китайцев и русских туристов, я привык к давно сложившемуся здесь универсальному языку. Уже казалось, что при рождении родители не давали мне никакого имени, а зовут меня или Друга или Карефана. Также для меня больше не существовало ни каких других обращений к женщинам и девушкам, кроме как куня. Как выяснилось, я не один такой. На обратном пути во время ожидания очереди на границе, я услышал, как проходящая мимо женщина упрекала девочку-подростка: «Ты только что назвала меня куней». Девочка оправдывалась: «Мама, прости, я не хотела. Это по привычке».

Заехав на китайскую территорию, мы уперлись в белое здание. Вдоль него выстроились в четыре колонны восемь рядов машин. Это собственно была очередь на досмотр. У соседей мы тут же выяснили, что прохождение очереди может занять от часу до двенадцати. Мол, раньше на китайской стороне все было организованно и быстро. Теперь, научившись от наших плохому, китайцы тоже перестали работать с огоньком. Тем временем мы отправились в находящийся в белом здании полицейский участок, чтобы оформить визу. Сидящая там молодая китаянка в униформе была второй местной жительницей, которую мы встретили на своем пути. Группа из двух молодых людей и девушки оформляла визу, мы пристроились за ними, а заодно узнали подробности и стоимость всей процедуры. Когда китаянка назвала сумму пошлин, и получила от ребят деньги, то продолжила стучать по клавиатуре компьютера. Один из парней тихо сказал: «Куня, там со сдачей». В ответ китайская блюстительница порядка грубо прокричала «Подожди!». Немного неприятно, но возможно до того, как мы пришли, здесь произошла какая-то конфликтная ситуация, потому что с нами девушка была предельно вежлива. Отсканировав наши паспорта, сфотографировав нас, перебегая в течение 15 минут от одного компьютера к другому, она выдала нам паспорта с вклеенными визами на 7 дней. Стоимость визы 180 юаней. Здесь пригодились купленные в Чите китайские банкноты, так как на границе все пошлины в рублях взимаются по завышенному курсу 6 рублей за 1 юань. В Чите, да и в Маньчжурии, курс был 4,3-4,5 рублей. Таким образом, мы оправдали покупку прекрасного виски в «DUTY FREE».

Вернувшись к машине, с прискорбием обнаружили, что очередь почти не продвинулась. Поэтому пошли узнавать, что делать дальше. В здании Маньчжурского международного дорожного порта на втором этаже оформили миграционные карты. Их выдают в окошке, в котором также покупают страховку от непредвиденных опасных случаев. Её стоимость 25 юаней. Срок действия 5 дней. Водителю она не обязательна. Пассажиры же должны иметь страховку. Заполнение миграционной карты происходит вручную или с помощью расположенного тут же терминала. Он сканирует первую страницу Вашего паспорта, Вы вводите номер машины, на которой въезжаете и, нажав на кнопку, получаете распечатанную карту. Правда уже через час терминал не работал и остальным въезжающим пришлось всё заполнять вручную. Здесь же водитель проходит пограничный контроль и возвращается в машину. Мы, пассажиры, пока проходить контроль не стали, так как в таком случае уже пришлось бы ожидать машину на лавочке в зале. Пока же вернулись в салон. Наша очередь подошла через пять часов. Мы отправились опять на второй этаж с вещами, прошли досмотр и вышли с другой стороны здания на площадь. Все это время можно держать связь с водителем, так как «Мегафон» там отлично ловит. Ловит он и в самой Маньчжурии без роуминговых цен по домашнему тарифу, правда не всегда и не везде.

А с нашим водителем Владимиром тем временем происходило много интересного. У него забрали паспорт. И самое главное, что как бы мы не пытались до этого найти официальную информацию о порядке прохождения границы на личном автомобиле, так ничего и не нашли. Нет ни одного стенда, рассказывающего об этом, поэтому приходилось постоянно расспрашивать соседей по очереди. Так вот, заехав на линию таможенного досмотра, водителю нужно взять паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства и искать справа китайскую фирму с русским названием «Сюрприз». Эта фирма работают на границе с теми, кто едет по визе, а не по списку. У водителя забирают свидетельство о регистрации ТС, и что самое ужасное, загранпаспорт. Паспорт водителя хранится на границе до выезда, вместо него выдают ксерокопию с отметкой о прохождении границы. После досмотра и получения пропуска от таможни, водитель выехал и забрал нас. При выезде с границы, после шлагбаума, необходимо заполнить «долларовку» (разрешение на въезд в Китай на своей машине стоимостью 5 юаней) и сделать отметку в китайской транспортной инспекции справа от шлагбаума. Возвращают свидетельство о регистрации только после того, как в Китае в любое удобно время приедешь в офис «Сюрприза» и заплатишь пошлину за въезд на машине. Как мы потом узнали, у всех она была разная. От чего зависит шкала расчета, неизвестно, но за въезд на «Калдине» 2002 года мы отдали 290 юаней (курс 4,5 рубля за 1 юань). Некоторые, по рассказам в очереди на обратном пути платили 100 и 200 юаней.

На сопках Маньчжурии

Мы выехали на прямую дорогу, ведущую в Манчжурию, как показалось нам тогда, оставив все самое страшное позади. Однако проход границы на обратном пути занял 28 (!) часов. И 26 из них мы стояли на китайской стороне. Мы увидели, что некоторые находчивые водители коротают это время в отелях Маньчжурии, нанимая китайцев которые «прогоняют» их машины в очереди. Мы пытались проследить, в каком месте происходит задержка, создающая такую большую очередь, и поняли, что виноваты наши. Уже подъехав к российским воротам, мы еще час простояли на нейтральной территории, отрезанные от мира спереди и сзади. Там не было ни туалетов, ни точек общепита. Зато мы прекрасно видели, как наши пограничники сидят в домике и разговаривают по телефону. Въехав, наконец, на «свою» территорию, мы не увидели там особых очередей на таможне, из-за которых следовало бы «мариновать» людей на жаре по ту сторону границы. Кстати на нашей таможне существуют две очереди. Одна, для машин, в которых много груза и его нужно досматривать прямо здесь же. Вторая - через зал. Ею и воспользовались мы. Взяв все свои вещи, мы прошли через паспортный контроль, «телевизор», и, получив штамп, выехали в Забайкальск.

А пока, доехав до центра Маньчжурии, мы, припарковавшись на площади «Век», отправились искать гостиницу. В очереди на переходе один водитель автобуса «успокоил» нас, что сейчас в Маньчжурии мест в гостиницах нет вообще. Из России, дескать, все едут, чтобы одеть детей в школу. Один из форумов в Интернете также привел неутешительную информацию о том, что летний туристический сезон с середины июля до 20-х чисел августа привлекает туристов из внутренних территорий страны. Во многих районах Китая стоит сильная жара, а Маньчжурия считается северной точкой. Вот и едут они сюда переждать зной. Также сообщалось, что в этот период мест в гостиницах нет, а если есть, то цены на них взлетают до 580 юаней (2540 рублей) за сутки. Мы отправились по центру, заходя в отели в поиске места для ночлега. Слава Богу, и водитель на таможне, и Интернет-советчик были не правы. Мест если не было, то их обещали после 13:00 (так называемое check-out- time), когда номера освобождают туристы, покидающие Маньчжурию в этот день. Цены варьировались от 1200 до 400 рублей за номер. Уже в четвертом по счету отеле «Ванцюань» нам предложили заехать прямо сейчас в двухместные номера стоимостью 700 рублей в сутки. Номера чистые, с белоснежным бельем, телевизором.

Парковали машину ночью прямо у отеля, ведь бывалые путешественники говорили, что это не страшно, так как кругом расставлены камеры. Лишь в последнюю ночь места у отеля нам не хватило, и мы оставили автомобиль на сто метров подальше, на площади «Век». Утренний отъезд на родину, однако, пришлось отложить из-за визита в автомастерскую, так как ночью нам в шину воткнули гвоздь. Хорошо еще, что не скрутили номера. Как мы потом услышали, случается здесь и такое.

Все эти три дня мы, благодаря наличию машины, открывали для себя Маньчжурию, смогли увидеть её окрестности, новые жилые районы и старые, где еще стоят глиняные лачуги, из которых 20 лет назад состоял весь город, ходили по магазинам, рынкам и ресторанам. Мы поняли, что шопинг в Маньчжурии перестал быть выгодным, а ремонт автомобиля стал даже опасным. Почему? Об этом я расскажу во второй части своего репортажа.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://www.zabinfo.ru/