«В семье не без урода». Или как ЭТО предотвратить

Ребенок – подросток или входит в подростковый период со своими первыми протестными реакциями, повышенной конфликтностью и т.п. Родители обращаются тогда, когда сами справиться с ребенком уже не могут и редко приходят, когда многие трудности во взаимоотношениях можно предотвратить.

Эта фраза взята из реального опыта консультирования родителей подростков.

Часто на консультацию к психологу приходят семьи с просьбой: «Сделайте что-нибудь с ним (с ней), совсем неуправляемый стал». Ребенок – подросток или входит в подростковый период со своими первыми протестными реакциями, повышенной конфликтностью и т.п. Родители обращаются тогда, когда сами справиться с ребенком уже не могут и редко приходят, когда многие трудности во взаимоотношениях можно предотвратить.

Давайте разберемся, где кроются многие причины собственного бессилия.

Воспитательная система в целом или ее отсутствие.

Как ни крути, а без четкого видения того, КАК я хочу воспитывать (какими методами и способами) и КАКОЙ я хочу получить результат своих стараний, довольно трудно понять, что же я хочу «вылепить» из своего ребенка. Будет размытое представление либо представление – «ну меня же воспитали и из него человека сделаем». Может быть. Но, новое время диктует нам новые методы и способы, а может это давно забытые старые, но упорядоченные в свою воспитательную систему. Нужен вдумчивый подход. Задайте себе вопросы:
1.Каким я хочу видеть своего ребенка? (умным, ответственным, целеустремленным, самостоятельным…)
2.Что я делаю сейчас, чтобы он стал таким?
На этот вопрос, к сожалению, родители либо не могут ответить, либо отвечают «да вроде бы все». А почему тогда результата нет или такой плачевный результат?
3. Что же еще можно сделать?

Ответить на эти вопросы необходимо, исходя из каждого качества, которое хотелось бы видеть в ребенке. Если не лениться, а действительно потрудиться над этими вопросами, станет ясна картина. Во-первых, какая сейчас в семье воспитательная система. А во-вторых, вы получите руководство к действию по созданию той самой воспитательной системы.

Хуже, когда ребенок предоставлен сам себе и про него вспоминают, когда возникают трудности либо в школе (с поведением, с учебой, с одноклассниками), либо дома. Теперь можно понять ребенка - сначала все время было не до него, а когда он вырос и начал делать так, как нравится ему, взрослым это почему-то не нравится!

Но, не отчаивайтесь, если самим никак не удается разобраться – обращайтесь к специалистам.

Отсутствие противоречий.

Если мама говорит одно, а папа тут же при ребенке другое. Папа запрещает, а мама разрешает или наоборот, то, можно не удивляться, что ребенок потеряет уважение к взрослым, будет изворотливым, научится лгать и уходить от ответственности, особенно улучив момент, когда мама и папа будут выяснять отношения по поводу взаимных недовольств. А это, как правило, неизбежно в таких ситуациях.

Итак, если хотите воспитать послушного, уважающего вас, ребенка – научитесь слушать друг друга, взаимно уважать, договариваться с партнером по воспитанию (мужем, сестрами, братьями, бабушками, дедушками). Воспитательная линия должна быть единой. Необходимо подкреплять авторитет вашего партнера, а свои разногласия и недовольства обсуждать в отсутствие ребенка.

Но, если и здесь самостоятельно не удается достичь нужных вам результатов – обращайтесь к психологу.

Последовательность.

Утром наказала ребенка, лишив его компьютера на три дня, а потом забыла про все и к вечеру разрешила играть. Или пообещал за старания в учебе взять с собой на рыбалку, а потом решил, что мал еще, должен подрасти. Ребенок просто перестает вам верить и учится сам управлять ситуацией. Легко потерять доверие ребенка, а вот завоевать его и научить своим поведением также вести себя последовательно – вот это задача потруднее будет, но, все же, разрешима.

Уважаемые родители, будьте последовательны во всем. Сказали – сделайте, пообещали – выполните свое обещание. Будьте требовательны, во-первых, к себе, а потом уже к ребенку.

Требования-обязанности.

Мечта каждого родителя – домой пришел, а там все убрано, сварено, все накормлены, да еще и уроки все выполнены. И все – без напоминаний! Чудо?! Нет, реальность и все это может ребенок, если не лениться тактично и методично перекладывать посильные ему обязанности на него, формируя тем самым самостоятельность и ответственность. Конечно, помыть посуду самому проще, чем несколько раз сказать, но, если выстроить систему требований-обязанностей и поощрений-наказаний, то ребенок будет понимать все с первого раза и даже без напоминаний.

Для того, чтобы ваша совместная жизнь была радостной и приятной не ленитесь сами и формируйте трудолюбие и ответственность ребенка постепенно и упорно, уважая интересы каждого члена семьи.

Затрудняетесь сами – ищите решение ваших трудностей со специалистом.

Заинтересованность в ребенке.

Это не банальное: «Как дела в школе?», - нормально! Интересоваться нужно искренне: настроением, чувствами ребенка, увлечениями (с подробностями), его общением с друзьями, достижениями и неудачами, способами выхода из трудных для ребенка ситуаций, его жизнью. Рассказывать про свою жизнь и про себя в том возрасте, в котором находится сейчас ваш ребенок.

Только при искренней заинтересованности можно воспитать отзывчивого, внимательного к себе и к другим человека, при этом по-настоящему став ему другом. Помните о похвале!

Быть интересным самим.

Увлекаться разными видами деятельности, читать, плавать, рисовать, изучать языки, заниматься спортом и т.д., в общем, не стоять на месте, а постоянно развиваться. Помнить о семейных традициях, внедрять их и вовлекать всех членов семьи, делая свою и жизнь семьи интересней.

Только тогда можно увидеть альтернативу лени и предложить множество вариантов для развития своему ребенку.

Итак, уважаемые родители! Подходите мудро к вопросу воспитания детей. Занимайтесь профилактикой, предотвращая появление проблем.

Но, если трудности существуют, и сами вы не в силах справиться ищите поддержки у специалистов. К сожалению, нас не учат, КАК быть родителем и чаще всего мы перенимаем опыт у своих мам и пап, но не всегда этот опыт бывает верным. Приходиться учиться на собственных ошибках. Как раз психолог призван, чтобы разобраться в трудностях, поддержать и сопроводить вас в таком непростом, но очень интересном деле – воспитании ваших детей.

Радости Вам, терпения и личностного роста!

P.S. Если Вас заинтересовала эта статья, или у вас появились вопросы по её теме, пишите на адрес «Забайкальского информационного агентства» - zabinfo@mail.ru – с пометкой в теме письма «вопросы психологу». Или звоните по телефону – 36-40-09. Мы передадим ваши вопросы квалифицированному психологу и затем опубликуем его на страницах сайта.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://www.zabinfo.ru/