Блогеры и не только об образе Забайкалья: Какой должна быть «фишка» региона?

14 июля в Забайкалье приехала команда блогеров из экспедиции «Россия», которые провели флешмоб и собрали большое «Сердце города». Помимо этого, члены экспедиции, объехавшие уже добрую половину страны, обсудили с журналистами и местными блогерами вопрос о «фишке» региона и привлечении туристов в Забайкалье.

 


 

Без преувеличения скажу, что эта тема для меня была и остается животрепещущей. Малая Родина и ее процветание, по-моему, касается каждого. Однако многие мечтают скорее уехать «туда, где лучше и возможностей побольше». Как мне кажется, миграция сильно тормозит развитие Читы. Уезжая, молодые люди, увозят с собой и идеи, и энергию для их реализации. В то же время нельзя сказать, что город завис в стагнации или катится назад. Не семимильными шагами, но появляются новые культурные и социальные объекты, парки, скверы и прочее. Развиваются и общественные движения, особенно молодежные. «Студвесна» показала, как много у нас в регионе активных и желающих делать классные проекты ребят. И конечно, мне, как и многим, хочется, чтобы в Читу приезжали путешественники, говорили «друга я никогда не забуду, с другом я повстречался в Чите», а потом размещали фотографии по соцсетям с хештегом #люблючиту, #chita2014 и #красивоезабайкалье.

Чтобы Читу и Забайкалье знали, должна быть сформирована отличительная черта, своего рода «фишка», которая потянет жителей нашей большой России и иностранцев посмотреть, что же такое Забайкалье. Вот и блогеры, путешествующие по стране, это отметили.

 

Чита – место, где можно обрести просветление

Один из участников экспедиции чебоксарец Дмитрий Донсков заявил, что задача - быть счастливым непосредственно наша, персональная. И уехав из родного города, ты таким не станешь.

«Нужно понимать четко, что у страны нет задачи - сделать всех живущих счастливыми. Стране нужно, чтобы дети не голодали, получили образование и имели возможность получить медицинскую помощь. Все. А вот счастье, саморазвитие и просветление в ваших руках. Большая часть все-таки не планирует уезжать из родного города. Это говорит о том, что мы приняли осознанное решение здесь жить, а кроме нас никто это место не улучшит», - отметил Донсков.

Многие из читинцев, по его мнению, не замечают уникальности региона. А приезжие обращают внимание на дружелюбное сочетание нескольких конфессий сразу - христианства, буддизма, и шаманизма. Причем проявляется это в ярчайших и дружелюбных формах.

«Меня впечатлило наличие северной ветки буддизма, которая считается самой духовной. В сочетании с дружелюбным характером нашей Российской империи это дает простор для творчества. Я путешествия использую, как путь к себе и вам рекомендую, вы никуда не денетесь отсюда, и пусть край будет лучшим местом для жизни. А фишек найти можно всегда. Например, фишка, что вы на краю земли - а там можно обрести просветление. Это сильно», - предложил Донсков, находясь в Чите вместе с другими участниками экспедиции.

 


 

Сибирь - это сильный образ для иностранцев

Капитан команды экспедиции «Россия» и блогер Сергей Доля отметил, что чаще всего иностранцы при рассказах о России упоминают три пункта: Питер, Байкал и Сибирь. Забайкальский край, в какой-то мере является частью Сибири, а значит, может использовать этот бренд для привлечения туристов.

«Представьте себе, как менеджер из Ростова начинает планировать отпуск еще за полгода. И тут у него возникает мысль «А не провести ли мне лето в Чите?» Здесь должна быть какая-то фишка, яркий образ, ради чего ехать. К примеру, Москва с Красной площадью, Питер - с белыми ночами, в Улан Удэ – Байкал, во Владивостоке - кальмары. Если посмотрим на города Золотого кольца – Владимир и Суздаль - чем они отличаются? По большому счету это города с церковью посередине», - поделился размышлениями Доля.

Также он отметил, что Забайкалье необходимо раскручивать для жителей соседних регионов - Бурятии, Якутии, Иркутской и Амурской областей.

«Нужно целиться на тех людей, у которых есть машина, но нет больших денег. Только 13% населения страны имеют загранпаспорт, соответственно, остальные ездят по России. Нужно делать так, чтобы они не на дачу к себе ехали, а к вам», - отметил Доля.


 

Чите нужно придумать свою легенду

Когда находишься в своем родном городе постоянно, то перестаешь замечать его уникальность. История города становится неинтересной, а все мероприятия похожи один на один. Однако те, кто приехал в Читу впервые, замечают многие особенности, и с увлечением слушают легенды, связанные с тем или иным историческим местом.

Куратор экспедиции «Россия» Анастасия Гончарук в своем выступлении отмечает, что побывав в разных точках страны, узнала множество интересных легенд и историй.

«Туризм может быть событийным или состоять из легенд, связанных с чем-то историческим. То есть, можно инициировать какие-то мероприятия, например, огромный фестиваль, или додумать легенду дальше, как это обычно и бывает. Все это красиво преподнести, чтобы стало интересно. Например, нам рассказали про то, что у вас есть место, где ступал сам Далай Лама XIV, там есть источник и можно искупаться в ледяной воде. А вот на Ольхоне есть гора любви, на которую люди приезжают из разных стран, чтобы посидеть и получить благословение богов на рождение детей. Поэтому Чите нужна какая-то легенда», - рассказала Анастасия.


 

Фишкой региона может быть все что угодно, но надо работать

Если говорить о внутреннем туризме, то возможности для его развития лучше видны изнутри. Как-никак тот, кто живет здесь, знает лучшие стороны каждого уголка своего города, и не расскажет об обратной стороне. Разумеется, если он патриот.

Кандидат философских наук, директор международного научно-образовательного центра исследований в области этнологии и антропологии, краевед Андрей Букин считает, что в Забайкалье таких уникальных и интересных сторон намного больше, чем кажется. Но, проблема в их подаче и те самые «фишки» региона не что иное, как кропотливая многолетняя работа, вложения в инфраструктуру и сервис, обеспечивающие туристу постоянный уровень качества и интереса.

«Что в Баварии, что в Забайкалии испокон веков мужики пьют пиво. Но в одном месте это превратилось в Октоберфест с многомиллионным оборотом, а в другом – в нечто неприглядное. Просто в одном месте формировали традицию, а в другом нет. Традиция, с одной стороны, нечто народное, а с другой стороны – притягательное, имеющее возможности к коммерциализации – только тогда она выживает. То есть, что в экономическом развитии, что в развитии туризма – первое дело – предприимчивость, умение добыть средства при любом удобном случае, а случай сделать постоянным, ну или хотя бы периодическим, как у ярмарок», - отметил краевед.

По его мнению, можно также и успешно эксплуатировать историю, ведь любой исторический пласт может стать основой для развития въездного туризма.

«Конкретный пример - это пребывание в Чите последнего китайского императора Айсиньгёро Пу И, что можно рассмотреть, как целый клад для китайских любителей истории. Именно китайские туристы – основная часть туристов в Чите», - уточнил Андрей Букин.

Кроме того, по мнению Букина, в Забайкалье набирает обороты научный туризм, поскольку регион богат на уникальные захоронения флоры и фауны и природные памятники, которые с легкостью можно развить в экскурсии для увлеченных туристов.

 


 

Красная Горка - музей под открытым небом

Вот популярный блогер, но уже забайкальский Александр Леснянский в своем ЖЖ рассказал об одном из археологических памятников, расположенном буквально  в черте города. Это Красная Горка в поселке ЧЭС, где можно увидеть растения и существ Юрского периода.

«Забайкальский край и сегодня для многих представляется какой-то дикой резерваций, где «невозможно жить, где нет ничего привлекательного». Но на самом деле в нашем крае есть не масса просто интересного, но и поистине исключительного. Просто в силу разных причин и, главное, слабой информированности наши земляки (не говоря уже о не земляках и, тем более, иностранцах) даже не подозревают о существовании здесь ряда уникальных исторических и природных объектов, не имеющих аналогов в мире», - считает Леснянский.

Около 140-150 млн. лет назад на месте Красной горки было озеро, окруженное лесом, состоящим по большей части из хвойных деревьев типа современных сосен. Кроме них росли деревья семейства гинкговых. В водоеме водилась озерная живность – черви, рыбы, росли водоросли. А в лесу жило много насекомых. В 1993 году было здесь найдено первое крыло насекомого длиной в 10 см. Впоследствии на Красной Горке собрано 500 образцов с отпечатками насекомых, десятков видов, относящихся к 16 отрядам.

По словам Александра Абрамовича, обычно места, где обнаружено 2-3 отряда, в мире считаются выдающимися. Однако, у такого богатого захоронения существуют реальные проблемы.


«Красная горка – уникальный геологический памятник, несмотря на усилия ученых, может пропасть, быть загубленным. Главным препятствием тут является то, что большая территория, включающая в себя и саму горку, отдана в аренду ООО «Забайкальский цемент». Дело в том, что черновские горелики (или глиежи) являются замечательным наполнителем при производстве цемента. В принципе, руководство ООО «Забайкальский цемент» уже не претендует на эксплуатацию этого небольшого участка с ископаемыми остатками, но вычленить его из общих запасов месторождения, пересчитать промышленные объемы и переоформить документацию не спешит – это большие затраты, и нести их ООО не собирается», - уточнил Леснянский.

Объектов, связанных с мезозоем в Забайкалье немало. Так, например, Софья Михайловна Синица с научной группой обнаружила в пади Кулинда останки забайкальского динозавра Юрского периода.

«И эта находка также может стать брендовой для нашего края. Однако финансовые трудности ставят под вопрос экспедицию наступающего летнего сезона», -считает блогер.


 

Забайкалье - это перекресток миров

После разговора с блогерами и журналистами члены экспедиции «Россия» встречались с вице-премьером краевого правительства Алексеем Шеметовым и зампредседателя общественного совета по развитию туризма Семеном Шифриным.

«Слова Донского и Доли зацепили нас с Алексеем Иннокентьевичем. И сразу получилась дискуссия. Ведь кто-то начинает хаять и говорить, что смотреть у нас нечего, а кто-то - хвалить, но никто не может сказать четко какая же фишка у края. И это, я считаю, проблема не только Забайкалья, а проблема всех территорий. Мы все живем провинциальной жизнью и не знаем, как сюда привлечь людей», - сказал Шифрин.

Он рассказал, что также как и участники экспедиции «Россия» проехал немало тысяч километров по стране и изрядно поломал голову над созданием символа и «фишки» в регионе.

«Я пришел к мысли, что у нас в одном месте перекресток цивилизаций. И дело не только в разных религиях, а в том, что философии жизни разные. У нас половина края - южная, со своей историей, со своей культурой со своим Чингисханом, а вторая половина - это тайга экстрим, альпинизм и все, что душе угодно. Конфессиональный клубок может быть и в Казани, или еще где-то, а у нас здесь встретилась Азия  - такая «российская» и «нероссийская», - поделился мыслями путешественник.

Также он рассказал, что если профессионально подходить к туристическим маршрутам, то можно показать диаметральные «штуки». Например, если в первый день можно посетить степи, в которых якобы родился Чингисхан, то буквально через два - хребты на севере Забайкалья. И это вполне возможно.

«Чтобы человека «прорубило», нужно окунуться в круговорот разных событий. Сначала ты проникся восхождением и будистской культурой на Алханае, а потом - раз - и поднялся на гору Мускунах, где совершенно снесет голову. В каждом регионе есть что-то свое, а смены подходов к жизни нигде нет», - добавил он.

 

 

Даже беглый осмотр сайтов дает много интересного о забайкальской земле. Но что же из этого многообразия может быть «фишкой»? Скорее всего, ответа четкого на этот вопрос нет. История Забайкалья насыщена фактами, природа богата ископаемыми, да и легенд у нас действительно предостаточно. А вот как это реализовывать – вопрос намного сложнее. На мой взгляд, главная достопримечательность - это люди, живущие в Забайкалье. Ведь если в крае нет людей, любящих Родину, то он умирает, становится серым, и неинтересным. Когда человек с удовольствием рассказывает туристу про багуловые горы и бескрайние степи, то это лучшая реклама.

Инфраструктура – очень важная составляющая туризма и образа Забайкалья. Интересные маршруты необходимы. Но без любви к родным местам все это будет просто набором, без своей яркой «фишки».





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://www.zabinfo.ru/